- Игорь Евгеньевич, доходы и расходы столичного бюджета на текущий год существенно сокращаются. Чем это обусловлено и как скажется на жизни москвичей?
Игорь Антонов: Сокращение доходов связано с тем, что налоги собираются очень тяжело. Особенно налог на прибыль предприятий и организаций. Скорее всего, мы не доберем его в этом году. Причиной стали изменения в федеральном законодательстве - Налоговый кодекс разрешил создание консолидированных групп налогоплательщиков. Эти группы могут заносить в баланс головной компании все затраты и издержки своих дочерних компаний. В итоге меньше налогов стали платить в столице крупные холдинги нефтяного и газового сектора - они платят его по месту нахождения своих предприятий в Сибири, на Севере и других регионах страны. С другой стороны, нам удалось сократить расходы с помощью аукционов. Первоначальная цена там при размещении горзаказа снижалась. Экономию дает и то, что часть бюджетных инвестиций замещается на частные вложения. Падение доходов в итоге оказалось примерно равно экономии. В результате все социальные выплаты и финансирование ключевых проектов в городе мы полностью сохранили. Да еще и в ходе корректировки появилась возможность сократить его дефицит сразу на 81,7 миллиарда рублей.
- Вас не смущает, что пока потрачено лишь чуть больше половины от запланированного. Оставшиеся деньги будут осваивать в последний момент?
Игорь Антонов: На мой взгляд, бюджет реализуется удовлетворительно. У нас, как правило, до начала сентября расходы составляют порядка 50-51%. Большие объемы бюджетных денег идут на строительство. А строительные объекты, как правило, вводятся в конце года. В начале года идет подготовка площадок, другие подготовительные мероприятия, и деньги просто не осваиваются. Думаю, в последние три месяца освоение резко увеличивается. Мы выйдем на 92-95% по освоению.
- Почему не на все 100 процентов?
Игорь Антонов: Полагаю, что полностью ресурсы тратить вообще не нужно. Потому что неосвоенные деньги никуда не испаряются, а переходят на будущий год. При этом собираемость денег в первом квартале всегда низкая, вот тут прошлогодний остаток и выручает. Он идет на финансирование текущих расходов - оплату труда работникам бюджетной сферы, коммунальных услуг. Иметь резерв в виде свободного остатка неосвоенных средств - это дополнительная подушка безопасности. Предположим, освоили мы все 100%, а в январе - феврале не собрали налоги, для того чтобы профинансировать самое необходимое. Это обернется задержкой в оплате. Хорошо это или плохо? Конечно, плохо. Бюджет реализуется так, чтобы город выполнял все свои обязательства перед москвичами и чтобы все проекты стабильно развивались. Так было в прошлом году, так будет и в следующем.
- А как выглядит бюджет следующего года? В чем его особенности, какие цели он преследует?
Игорь Антонов: Новых стратегических задач не появилось. В основном сохранены приоритеты, обозначенные мэром Москвы еще в 2010 году. В ходе избирательной кампании они были лишь уточнены. Главная проблема, которая стоит перед московским правительством, - развитие транспортной системы. Соответствующая госпрограмма самая большая по объему финансирования - в 2014 году на нее предполагается потратить 340,85 млрд руб. В нее входит строительство дорог, развязок, эстакад, развитие метро. Что же касается строительства подземки, то, по-моему, нигде в мире ее не строят так быстро. За пять лет мы должны проложить 75 километров новых линий. Уже в следующем году около 17-18 километров из них будут построены.
Что же касается затрат на социальную сферу, то они, как обычно, превышают 50 процентов расходной части бюджета.
- На что конкретно пойдут эти деньги?
Игорь Антонов: Прежде всего, на социальную защиту москвичей - финансирование всех существующих льгот сохранено. К примеру, доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам. Минимальная пенсия в Москве - 12 тысяч рублей. Город доплачивает к федеральным пенсиям от четырех до шести тысяч рублей. Есть также доплаты многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, самим инвалидам, ветеранам труда, труженикам тыла и многим другим. К социальным расходам можно отнести затраты на здравоохранение и образование, на строительство детских садов, поликлиник и школ. К примеру, на образование объем расходов в бюджете-2014 запланирован в размере 260 миллиардов 145 миллионов рублей. Это связано с тем, что в городе огромная сеть дошкольных и школьных учебных учреждений и их нужно не только содержать, но и модернизировать - на это нужны деньги, и они в бюджете предусмотрены. Доход учителей в то же время увеличивается. Сейчас по разным образовательным учреждениям в Москве зарплата учителей составляет в среднем около 60 тысяч рублей.
То есть мы фактически за несколько лет увеличили зарплату наших преподавателей в два раза. Это потребовало баснословных финансовых ресурсов, но мы считаем, что, для того чтобы преподаватель мог обучать наших детей, посвящать самого себя образовательному процессу, он должен получать достойную зарплату. А думать, как подзаработать на стороне, чтобы содержать семью.
- Какие расходы предусмотрены на здравоохранение?
Игорь Антонов: Более 200 миллиардов рублей, примерно как и в этом году. При этом в городе практически закончена программа модернизации отрасли. Закуплено огромное количество высокотехнологичного оборудования, прежде всего диагностического. Для того чтобы установить его, потребовалась модернизация зданий - где-то нужно было увеличить площадь помещений, где-то подвести дополнительно электроэнергию. Основные деньги на это были выделены в 2011 году - тогда только федеральный бюджет потратил 100 миллиардов рублей, да столько же выделила московская казна. Сейчас деньги идут на содержание учреждений - на их ремонт, на текущую закупку нового оборудования - в любом случае его надо докупать. Идет также повышение оплаты труда работников здравоохранения. Поставлена задача обучить медперсонал грамотно и правильно пользоваться новой техникой. Ведь расшифровывают показания самой современной аппаратуры все-таки врачи. И ставят диагноз больному тоже врачи. Конечно, если мы их не научим работать по-новому, то эффективность модернизации будет сведена к нулю.
- И в проекте бюджета на следующий год прогнозируется дефицит - в размере почти 165 миллиардов рублей. Как к этому относиться? Чем это опасно?
Игорь Антонов: Это нормальная рабочая ситуация. Согласно бюджетному кодексу, дефицит бюджета не должен превышать 15% доходной части. У нас он составляет порядка 9-10%. За счет дефицита город привлекает дополнительные финансовые ресурсы. Погашается дефицит за счет заемных средств, то есть кредитов, и за счет продажи активов, принадлежащих городу - долей в компаниях к примеру. Учитывая, что Москва ни разу своих заемщиков не подводила, даже в годы кризиса, мы привлекаем финансовые ресурсы под достаточно хорошие проценты. Я считаю, что для решения первостепенных задач привлечение кредитов - это нормально.