Кылычбек Шакиров, заместитель председателя правления "Кыргызалтын" по экономике и финансам:
Переговоры с канадцами шли тяжело. Времени всем отвели мало - полгода. Поэтому приходилось действовать чуть ли не в авральном режиме. Искать юридических, финансовых и экологических консультантов, переводить документы на английский язык и так далее. Мы раньше двенадцати ночи домой не уходили. Только и думали о том, чтобы успеть сделать все на высшем уровне.
Цель, которая стояла перед нами, - добиться результата, базирующегося на принципе справедливости. Нужен был справедливый итог для обеих сторон, стоящий на крепком коммерческом фундаменте. Все-таки "Центерра" - это коммерческая компания, зарегистрированная на бирже в Торонто (Канада).
В первую очередь мы добивались справедливого отношения друг к другу партнеров по бизнесу. Киргизская сторона исходила из двух моментов. Во-первых, нам нужен был контроль над рудником. Мы его получили. Совместное предприятие будет зарегистрировано в республике, совет его директоров возглавит, как говорится, наш человек. Во-вторых, нужна была ко-операция, взаимовыгодное сотрудничество. Этого тоже удалось добиться. Киргизия впервые с 2003 года сможет получать доход от финансовой деятельности "Центерры", в частности от ценовой разницы на бирже.
Сегодня многие задают вопрос: откуда взялись 100 миллионов долларов, которые республика, согласно меморандуму, должна выплатить "Центерре"? Появились они из расчетов, сделанных консультантами "Pricewaterhouse-Coopers" - крупнейшей в мире сети компаний, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, со штаб-квартирой в Лондоне. Эксперты пришли к выводу, что именно 100 миллионов долларов не хватает, чтобы трансформировать 33-процентную долю КР в "Центерре" в 50-процентную в новом предприятии.
Расчеты "Центерры" показали - киргизская сторона должна заплатить 232 миллиона долларов. Эту цифру все-таки удалось снизить до 100 миллионов. Живыми деньгами эта сумма выплачиваться не будет. Будет происходить ежегодное сокращение прибыли КР в течение 10 лет в новом предприятии.
Когда у республики было 33 процента акций в "Центерре", нам говорили: вот столько из чистой прибыли уйдет на реинвестиции (на развитие), вот столько - на выплату дивидендов акционерам. В новом предприятии половину прибыли будет забирать КР, половину - "Центерра". Мы сможем делать с деньгами, что захотим, и они - то же самое.
Эксперты спрашивают: "А что, если мировые цены на золото упадут? Не придется ли республике в таком случае работать 10 лет себе в убыток?". Отвечаю - не придется. Зафиксирована специальная система распределения. Если годовая прибыль КР окажется меньше или равной 12 миллионам долларов, то республика не будет производить ежегодную выплату. Она отодвинется на следующий год.
Есть горнорудный план, в котором до 2026 года расписано, сколько золота будет производиться ежегодно "Кумтором". План утвержден и "Центеррой", и профильными госорганами страны. Все цифры базируются на этом документе. Речь идет примерно о 18 - 20 тоннах золота в год.
Кстати говоря, киргизская сторона оставила за собой право сменить оператора проекта, если обнаружатся большие отклонения от запланированных финансовых показателей, серьезные проблемы с экологией, несоответствие техническим стандартам. "Центерра" на это согласна.
Что касается соглашения от 2009 года, то оно остается неизменным, но только в том, что касается налогообложения. "Центерра" платит ежегодно 125 миллионов долларов налогов. Но другие изменения в документ обязательно внесут. Особенно в те пункты, которые невыгодны Киргизии, ущемляют ее интересы. Соглашение от 2009 года одностороннее. У республики много обязательств. Мы постараемся улучшить наши позиции, но при этом само соглашение сохранится. Все-таки оно подписано, ратифицировано, имеет юридическую силу.
На переговорах, конечно, поднималась тема национализации "Кумтора". И она бурно обсуждалась. Канадцы реагировали весьма болезненно. Все прекрасно понимают: будет национализация - будут суды. И все окажутся в проигрыше. Поэтому стороны готовы идти на уступки. Реструктуризация "Кумтора" в том виде, в котором она представлена в меморандуме, обеспечивает плюсы всем. КР увеличивает свои денежные потоки в два раза, до 2,7 миллиарда долларов в течение следующих 10 лет. Канадцы получают возможность приобретать месторождения в других странах. Раньше эту возможность мы блокировали. Но в целом создан такой механизм, благодаря которому мы сильно зависим друг от друга и должны друг другу помогать.
Меморандум - это, повторю, концепция, на которой будут строиться наши дальнейшие действия. Если парламент утвердит его, то мы потом перейдем к разработке и обсуждению деталей будущей совместной работы. Еще предстоит очень много сделать. Меморандум должен одобрить специальный комитет в Канаде, потом его проанализирует независимый консультант, который обязан подтвердить, что миноритарии (владельцы небольших пакетов акций, их интересы защищаются в первую очередь) "Центерры" не пострадали и что сделка справедливая. Потом начнется рассмотрение в канадском суде, голосование акционеров... В общем, процесс тяжелый и длительный. Если же киргизский парламент не утвердит меморандум, возникнут большие проблемы. Но все надеются на лучшее.