За 20 лет успело вырасти целое поколение, которое свидетелями расстрела Белого дома быть просто не могло, да и сами события постепенно уходят в прошлое. Сейчас каждый пятый россиянин (20%) о трагедии октября-1993 не знает. Но остальные 80% выражают свое мнение достаточно четко. Четверть из них (26%) сказали социологам ВЦИОМ, что их симпатии были тогда на стороне президента Бориса Ельцина, а не его оппонентов Руслана Хасбулатова и Александра Руцкого (их поддерживали лишь 16%). При этом 38% россиян разделяют позицию "оба хуже" - они уверены, что главной причиной трагедии стал раскол в правящей элите ,желание противников любой ценой сохранить власть. Только 22% связывают конфликт с расхождением взглядов президента и парламента на реформы и пути развития экономики, 19% видят в этом отражение борьбы демократических сил и остатков советской системы. Каждый двадцатый думает, что имело место трагическое "стечение обстоятельств" - и только.
Хуже всего представляет себе, кто с кем боролся 20 лет назад, молодежь. Однако удивительное дело: среди респондентов 18-24 лет лишь 63% затруднились ответить на вопрос, кому они в тот момент симпатизировали, или честно сказали "я еще был слишком мал". 11% четко ответили, что были на стороне президента, 3% - что парламента, четверть (23%) "не успела разобраться в ситуации". Понятно, что мнение они составили все-таки позже и в более сознательном возрасте. Важно, что даже события, очевидцами которых молодые люди не были, равнодушными их не оставили и воспринимаются как нечто личное.
Мнения тех, кто сейчас старше 60 лет, разделились почти поровну: 28% за Ельцина, 26% за Руцкого с Хасбулатовым. А среди 35-44-летних все совершенно иначе, и число сторонников парламента вдвое меньше, чем президента (14 и 29% соответственно). Это отголоски того самого "конфликта поколений", который еще долго давал о себе знать в России, пережившей "шоковые" реформы.
Что же касается гранат, пуль, огня и танков в центре Москвы, то здесь россияне единодушны. 69% уверены, что использовать военную силу в этом конфликте было нельзя. То, что это было "скорее можно", считают на сегодня 17%. По сравнению с 2002 г. общество стало менее агрессивно в политических вопросах. Тогда применение силы оправдывала почти четверть россиян (23%), а считали недопустимым 59%.
По данным Левада-центра, мнение россиян о причинах "черного октября" за минувшие годы существенно изменилось. В сентябре 1997-го, фактически по горячим следам, граждане склонны были объяснять трагический поворот событий прежде всего "колебаниями армии и внутренних войск" (37%), безответственной политикой Ельцина и его окружения (24%) и общим развалом в стране, начатым Горбачевым(19%). Сейчас последнюю причину ставят на первое место 30%, про колебания армии вспоминают всего 6%, каждый десятый уверен, что все дело во властных амбициях Руцкого и Хасбулатова, а примерно каждый пятый (19%) винит во всем "безответственность политики Ельцина". В ходе опроса 35% сказали социологам Левада-центра, что в этом конфликте прав не был никто из противников, 18% - что в какой-то мере были правы обе стороны.7% подержали Ельцина, 11% - парламент, а 29% до сих пор так и не знают, кто тогда был прав и кто виноват. Только вот огонь открывать все равно было нельзя, заявили 58% опрошенных этим социологическим центром.