"Пикник" на питерском концерте представит мобильное приложение

В петербургской редакции "Российской газеты" побывал лидер группы "Пикник" Эдмунд Шклярский. На встречу он пришел вместе с гитаристом Маратом Корчемным, и музыканты рассказали о том, почему считают бессмысленным антипиратский закон и почему не берут в коллектив женщин. Но главной темой разговора стала новая программа "Азбука Морзе", которую "Пикник" представит 5 октября на сцене БКЗ "Октябрьский".

Эдмунд, в чем будет заключаться новизна?

Эдмунд Шклярский: Обновление коснется в первую очередь визуального ряда и одежды сцены. Тему "Азбуки Морзе" поддержат вольтметры, амперметры, печатные платы. В них вмонтирован экран, который будет транслировать видеоряд. Специально для передачи сообщений с помощью морзянки сделан особый прибор, и я думаю, что в зале найдется какие-то люди, который смогут расшифровать наше послание. Ну и конечно, будет совсем новая песня - это сама "Азбука Морзе".

Еще обновление будет за счет тех песен, которые мы со сцены или никогда не играли, или очень редко. Это "10 тысяч лет", "Себе не найдя двойников", "Русы косы, ноги босы", "Недобитый романтик". Из старенького - совсем древний "Праздник", который всегда звучит в финале, и музыкальные визитные карточки группы - "Египтянин", "Королевство кривых", "Филетово-черный"…

Марат Корчемный: Примерно половина программы, или даже большая ее часть будет состоять из таких песен. Но у нас есть поклонники, которые каждый год ходят на концерт и хотят изысков, а в зале будут и такие, кто пришел в первый раз на хиты. И мы должны и тех, и других не обидеть, а это очень сложно.

Почему вы назвали свою программу "кибернетическое шоу"? Слово-то какое выбрали устаревшее.

Марат Корчемный: Не устаревшее, а винтажное. Новая программа делается в эстетике стим-панка, когда из деталей приборов собираются новые странные механизмы. А все творчество "Пикника" - оно такое и есть. Мы собираем из подручных средств новую реальность.

Новый персонаж Телеголовый - это продолжение, развитие темы "Говорит и показывает"?

Эдмунд Шклярский: Отчасти да. Современные технологии теперь позволяют его создать и задействовать. Раньше ламповый телевизор было использовать невозможно - не каждая шея потянет. Сейчас все можно сделать большим и плоским. Он появится в "Азбуке Морзе", переходящей будет песня "Немое кино", а в "Говорит и показывает" он будет играть главную роль.

Марат Корчемный: Для этой песни мы буквально воскресим Элвиса, которого просто не существовало бы без телевидения. Известно, кстати, что Пресли стрелял в телевизоры, если ему что-то не нравилось, но в нашей программе стрельбы не будет. Телеголовый воспользуется молотком.

Зачем вам авторские музыкальные инструменты?

Эдмунд Шклярский: Первый инструмент появился почти случайно. Мне на глаза попалась фотография, на которой женская спина была разрисована под виолончель. Мы сделали соответствующий костюм, струну, она надевается на барышню и звучит. А потом пошли дальше.

В этой программе будет новая гитара, сделанная в той же эстетике стим-панка, собранная из разных несовместимых металлических частей. На ней натянута одна струна, что облегчает исполнение. Испытания она уже прошла.

По поводу Йоко Оно вы однажды сказали, что "женщина в коллективе (изначально мужском) - это вообще не приемлемо… Это начало конца". Как в эту концепцию вписывается девушка-виолончель?

Эдмунд Шклярский: Вмешательство близких родственников и в наши дни развалило не один коллектив. Невозможно же терпеть, когда кто-то, не имеющий отношения к творчеству, начинает диктовать, как светить, как играть и петь. Это вызывает только раздражение.

А "Женщина-виолончель" во-первых, безмолвная, а во-вторых, в каждом городе своя, ее находят организаторы. Если гастрольный тур включает сотню городов, то дело придется иметь с сотней "виолончелей". Наша только амуниция. Одно время была постоянная, но на ней сразу женился наш предыдущий директор, а потом жизнь нас развела.

Впервые маленькие Алина и Стас подпели папе на песне "Два великана". Позже дочка проявилась более серьезно - как автор нескольких текстов, сын играет с вами. То есть для себя семейственность вы не отрицаете?

Эдмунд Шклярский: Ну, Стас же не женщина. А потом, я говорил о родственниках, которые вмешиваются в "политику партии". А если человек подчиняется общему уставу, то почему нет?

Песни, которые написала Алина, звучали в вампирской тематике, когда мы играли с Вадимом Самойловым ("Агата Кристи" - РГ). В отдельном контексте мы их не исполняем.

Сергей Лукьяненко использовал ваши "вампирские" тексты в качестве эпиграфов к главам "Дозоров". Кто чей фанат в данном случае? И соблюдены ли ваши авторские права?

Эдмунд Шклярский: Мы встречались уже после выхода книги, приглашали его на концерт. Что касается использования наших песен, то нам не жалко.

Марат Корчемный: Искусство должно перетекать одно в другое, черпать и поддерживать. У Стивена Кинга по всем книгам рассыпаны многочисленные цитаты из Beatles, Led Zeppelin, Black Sabbath и других.

Но сейчас очень многие - тот же Лукьяненко - ломают копья по поводу антипиратского закона…

Марат Корчемный: Знаете, что я вам скажу? Никогда киностудии не зарабатывали столько денег, как в самый разгул пиратства. Самые большие кассовые сборы за всю историю кино - у фильмов, которые сняты после 1990 года, когда уже существовал интернет.

Но вы готовы выкладывать свою музыку в открытый доступ?

Эдмунд Шклярский: Она и так в открытом доступе, мы даже не забиваем себе этим голову. Давайте начнем с того, что первое распространение нашей музыки было как раз пиратским. Подпольные студии звукозаписи переписывали кассеты и отправляли их в другие города. Но другого распространения тогда не было, и даже такое сыграло нам и многим другим на руку. Поэтому отношение самое благостное.

Другое дело, что и сейчас легального контента практически нет. И если мне понадобится какой-то спектакль, я скорее найду его на торрентах, чем в легальном доступе.

Марат Корчемный: Не то чтобы мы призывали все скачивать бесплатно, но мы за то, чтобы люди, которые продают музыку и контент, сделали их покупку легкой и удобной. Если эти толстосумы просто хотят получать деньги, то фиг им. А если они хотят работать, то пусть придумывают, как упростить процесс.

Почему вы не принимаете участия ни в каких политических акциях?

Марат Корчемный: Миром управляет бардак, и если кто-то думает, что он чем-то управляет, он очень глубоко ошибается… Показательный случай был с Rolling Stones, которые попросили президента США не приходить к ним за кулисы, потому что любое соприкосновение с властью уже накладывает некий отпечаток. Немногим великим удается держаться.

Эдмунд Шклярский: У каждого человека есть свои убеждения. Но у кого-то энергии слишком много, он может и политикой заниматься, и музыкой. Мы не можем.

Но я хожу на выборы - о которых я знаю, по крайней мере. Для меня это ностальгическое ощущение.

В прошлом году вы с Маратом и женами совершили пешее паломничество. Можете сформулировать ваше отношение к вере и религии? Как с ним соотносятся песни про вампиров, шаманов и прочее "мракобесие"?

Эдмунд Шклярский: Нет никакого противоречия. Я не знаю точно, что представляют из себя шаманы, но думаю, что все это не выдумки, что они могут ощущать некие потоки жизни.

Официальная религия - это официальная точка зрения. Но мы размышляем и можем брать из других религий то, что нам по сердцу. Например, у нас много песен с восточными мотивами, потому что мы находим много близкого в индуизме, буддизме. В конце концов, знаете, почему на Будду никто не покушается? Потому что эта религия заранее позволяет все.

Вера - это ритуалы, и мы их исполняем. Но ни один человек не узнает, что есть что, пока не закончит свой земной путь. Наверное, ад - это все-таки не сковородка с чертями, хотя может быть, что все и окажется так банально.

В интернете существует отдельно сайт Эдмунда Шклярского и сайт группы "Пикник". Зачем вам отдельный сайт, если там все равно все про "Пикник"?

Эдмунд Шклярский: Один сайт полностью официальный, другой более личный. Там выкладываются и мои рисунки, и стихи, чтобы не смешивать "личную жизнь с государственной". Но если ты живешь в "Пикнике", то ты не можешь делать вид, что вот тут - ты уже не в "Пикнике".

Марат Корчемный: Скоро все будет еще лучше. 5 октября на концерте мы представим новое мобильное приложение "Пикник" для айфонов. Там будет и расписание концертов и гастролей, и возможность купить билеты, и послушать музыку, и фото, и много чего еще. А главное, здесь будет внутренняя социальная сесть - специально для поклонников "Пикника". Приложение будет бесплатным. Для "Андроида" тоже будет, но позже, так как это оказалось технически сложнее.

А зачем вы собираете деньги через сайт "Планета"?

Эдмунд Шклярский: Познакомили нас с этим ресурсом продвинутые "Би-2". Мы просто решили попробовать, каково это технически. Сумма всего в полмиллиона рублей, деньги пойдут на нужды гастрольного тура с "Азбукой Морзе": покупку проектора, декорации.

Когда-то вы сказали, что "в песне не главное - конкретика, а главное - создать мир". Удалось?

Эдмунд Шклярский: Иногда удается, иногда нет. Мы, к примеру, помним эйфорию начала перестройки, которая охватила всех, но человеку, который не жил в то время, невозможно передать это состояние. Можно только попробовать.

Блиц для Эдмунда Шклярского по песням группы "Пикник"

Правда ли, что вы почти итальянец?

Эдмунд Шклярский: Вранье.

Какие ветры завывают от Кореи до Карелии?

Эдмунд Шклярский: Преимущественно северные.

Кто они и что им надо?

Эдмунд Шклярский: Я бы еще добавил вопрос "Почему так?"