"Декодировка. Архетип адекватного времени" - это мудреное название экспозиции можно прочесть у входа, и если оно не отпугнет посетителей,то они обречены увидеть много необычного: не только тема выставки, но и ее воплощение весьма своеобразны и далеки от обыденности. По мнению организаторов, "в основу проекта положено размышление о коммуникации в обществе, о самоидентификации человека в метрополии и о сохранении индивидуальности в современном мире..."
Одна из самых заметных скульптурных композиций Константина Селиханова - "Очередь". Это схематичное, воплощенное в бронзе изображение людей, выстроенных в одну бесконечную, как кажется, шеренгу. Художник таким образом пытается осмыслить природу ярчайшего символа нашего недавнего прошлого, подчеркнуть не только его масштабность, но и исключительную монотонность этого "движения в никуда".
Кстати, Константин Селиханов внук известного белорусского монументалиста, народного художника республики Сергея Селиханова, который зачислен в сонм выдающихся ваятелей Беларуси времен расцвета соцреализма. Именно он создавал монументальную скульптурную композицию в Хатыни - фигуру старика с убитым мальчиком на руках. Внук скульптора Константин избрал совершенно иной художественный метод. Как считает директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов, на примере династии Селихановых "можно проследить путь, по которому развивалась белорусская скульптура во второй половине XX столетия и как она менялась в течение полувека".
Внук на вопрос, стоит ли пересматривать советское прошлое, отвечает так:
- Для нас это еще не пройденный этап, и в этом проблема.
А накануне открытия своей выставки в Москве заявил:
- Московская биеннале - это постсоветское пространство, и там мы будем поняты.
И посетовал, что проблема современных белорусских художников в том, что их недостаточно знают, а биеннале - хорошая возможность показать себя...
Второй гость из Беларуси - минский фотохудожник Андрей Щукин. Его творчество гораздо более приземленно, чем у его коллеги, однако экспозиция, с которой он приехал в Москву, концептуально схожа с Селихановской и исследует, если так можно выразиться, необычность обыденного. "Стоп-кадры", сделанные им своей фотокамерой, - весьма удачные попытки нетривиально зафиксировать наше время. Московские искусствоведы считают, что в фотоработах Щукина так называемая "метафора коллективного сознания" находит исключительно точное воплощение, а объекты на фотографиях приобретают "смысловое наполнение и ценность артефактов времени".
- Работы Константина Селиханова и Андрея Щукина нигде не выставлялись ранее, - говорит ректор Белорусской академии искусств Михаил Борозна. - По окончании Московской биеннале их выставят в Музее современного изобразительного искусства в Минске. Наши авторы очень разные по темпераменту и выбору языка, но в рамках проекта они прекрасно дополняют друг друга. Сегодня для белорусского искусства крайне важно уйти от провокационных визуальных картинок и прийти к диалогу, который необходим для авторов всех поколений...
Это уже второе представительство Беларуси на Московской биеннале. На этот раз организаторами проекта стали Музей современного изобразительного искусства Беларуси, Министерство культуры РБ и Белорусская академия искусств. По некоторым сведениям, ради участия в Московской биеннале авторы отказались от подобного мероприятия в Венеции, проходящего в те же сроки.
- Этот проект достойно представляет наше современное искусство, - считает первый замминистра культуры Беларуси Владимир Карачевский.
Константин Селиханов говорит еще конкретнее:
- Московская биеннале - это фундаментальное мероприятие, сконцентрировавшее размышления, выводы, заблуждения и открытия художников. Очень хорошо, что минкультуры разглядело в этом мероприятии важный вектор развития культуры и искусства республики. Надеюсь, что наше послание к людям будет услышано.
- Очень важно, - заявил, открывая выставку, директор Музея современной истории России Сергей Архангелов, - чтобы мы увидели современный взгляд современного человека на происходящее вокруг.
А директор Музея современного изобразительного искусства Беларуси Наталья Шарангович считает, что Московская биеннале - "важный шаг в освоении пространства мирового искусства белорусскими художниками".