Эксперты: Политическая система Киргизии нуждается в совершенствовании

Известные в Киргизии политики, общественные деятели и исследователи собрались за круглым столом в Бишкеке, чтобы подвести итоги первых трех лет существования парламентской формы правления.

Зайнидин Курманов, профессор, экс-спикер:

- В Киргизии сложилась не парламентская, а гибридная форма правления, близкая к президентской, поскольку в конституции заложены сильные властные полномочия главы республики. У нас выстраивается, скорее, французская модель государственного устройства. К сожалению, пока у политиков не появилось ответственности за выполнение миссий, возложенных на разные госинституты, не выстроен баланс между ветвями власти. Но есть и определенные успехи. Путь к построению парламентской формы правления будет для Киргизии тернист. Однако благодаря глобализации и поддержке влиятельных игроков на международной арене нам удалось за короткий срок пройти путь, который отнимал у других стран тысячелетия.

Хотелось бы развенчать миф о том, что киргизы всегда жили при парламентской форме правления. Они подчинялись жесткой централизированной власти - кагана или хана - при номинальном присутствии совета старейшин. И только в XIII веке киргизы пришли к традиции народовластия - из-за того, что родовую знать уничтожили монголы. Но парламентаризм развивался не в интересах простого человека, а в угоду родоплеменной системе.

Тем не менее, Киргизия может далеко продвинуться в строительстве парламентской модели, однако необходимо работать над составом Жогорку Кенеша (парламента), который остается олигархическим. Согласно декларациям о доходах, 60 процентов депутатов - состоятельные люди, бизнесмены. Поэтому парламент защищает интересы не рядовых, а богатых граждан.

Омурбек Текебаев, депутат, лидер фракции "Ата-Мекен":

- Еще несколько лет назад в Киргизстане существовала монополия на власть и отсутствовала политическая конкуренция. Нам удалось вывести систему из равновесия. Мы выбрали главным ее элементом конкуренцию между политическими игроками, и сейчас ни одна партия не может получить абсолютное большинство депутатских мандатов.

Что дала республике такая концепция? Вот, к примеру, недавно у нас прошли выборы в местные (городские, сельские) советы. Мы видим, что в их составе появились новые лидеры, и некоторые из них даже бросают открытый вызов центральной власти. То есть заработал лифт, который позволяет подниматься вверх людям без протекции, родственных связей. Формируется новая политическая конъюнктура. В конкурентной и быстротечной борьбе создается новая элита.

Почему в стране проходит много митингов, акций протеста? Большинство граждан чувствуют себя способными изменить мир. Это подтвердило и социологическое исследование, которое провело недавно одно из российских агентств. 60 процентов граждан КР полагают, что могут повлиять на ситуацию в стране. Это важно, поскольку ни одна система не будет работать, если не захотят люди.

Галина Скрипкина, депутат фракции СДПК:

- Конечно, в Киргизстане сложилась, скорее парламентско-президентская форма правления. Полагаю, это оправдано на данном этапе. Но глава государства не берет на себя больше полномочий, чем те, которые прописаны в конституции.

Есть силы, которые консолидируются вне стен парламента. Почему-то, двигаясь во власть, они не выбирают цивилизованный путь и не идут на выборы. Оппоненты власти говорят о проблемах, которые известны и нам, однако никто не предлагает способов их решения.

Полагаю, нужно менять сознание людей. Необходимо, чтобы борьба за власть, оппонирование ей велись конструктивно.

Чолпон Джакупова, правозащитник:

- Может ли существовать парламентская форма правления в условиях отсутствия торжества закона и посягательства на принципы права? А ведь именно это мы и наблюдаем в течение последних трех лет. Парламент до сих пор не сделал законными декреты временного правительства, которое пришло к власти после свержения Курманбека Бакиева. Дошло до того, что организован комитет по защите прав судей, а политизация правоохранительной системы дошла до неприличия.

В стране нет политической конкуренции, о которой говорят депутаты. При том же Курманбеке Бакиеве несистемная оппозиция была мощнее и лучше, чем сейчас системная - парламентская, которая ничего не делает. По сути, фракции в Жогорку Кенеше занимаются торгами, дележкой министерств и ведомств.

Сейчас перед республикой стоит огромная задача - формирование новой элиты. Но остается проблема преодоления абсолютного недоверия людей к политике и ее игрокам. Почему так случилось? Причина в том, что именно действующие сегодня политики демонстрируют неуважение к законам и нормам конституции.

Таалайбек Койчуманов, руководитель Совета по развитию бизнеса и инвестициям КР:

- Для бизнеса очень важно, чтобы в стране установилась диктатура права. Но в Киргизстане пока существует разрыв между законами и их исполнением. А ведь многое зависит от того, насколько дееспособны институты госуправления.

Я за парламентаризм, но... Мы занимаемся разработкой предложений и направляем их в правительство. Кабинет министров их поддерживает, но потом мы нередко сталкиваемся с тем, что в парламенте эти инициативы не проходят. Хотя, казалось бы, правительство в Киргизстане назначается правящей коалицией, и кабинет министров исполняет волю большинства законодателей.

Может быть, в дальнейшем и будет найден некий механизм, который заставит систему работать эффективней, но сейчас между ветвями власти нет согласованности. Более того, порой в парламенте рождаются инициативы, от которых у бизнесменов широко раскрываются глаза. Только в 2013 году деловое сообщество направляло 10 обращений к президенту с просьбой наложить вето на тот или иной нормативный акт, одобренный депутатами. Не-стабильная среда и неисполнение законов негативно сказываются на ведении бизнеса, и эту проблему необходимо решать, в противном случае мы потеряем инвесторов. Ведь сейчас даже депутаты нередко занимаются экономической деятельностью не в Киргизстане, а за рубежом.