03.10.2013 17:45
    Поделиться

    В шорт-лист Премии Кандинского вошли авторы памятника Facebook

    Объявлен шорт-лист Премии Кандинского
    В "Ударнике" объявлены финалисты Премии Кандинского. Из 37 работ художников, которые стали номинантами премии этого года, жюри отобрало шесть.

    Три - в номинации "Проект года" (40 000 евро) и три - в номинации "Молодой художник. Проект года" (10 000 евро). На премию за "Проект года" в финале будут претендовать Аня Желудь, Ирина Нахова, группа Recycle. Среди молодых художников - в шорт-лист попали работы Евгения Гранильщикова, Надежды Гришиной, Тимофея Парщикова.

    Те, кто ожидал, что сюжет финальной интриги обострится благодаря участию в шорт-листе проекта "Помятай про газ!" Владислава Мамышева-Монро, будут разочарованы. Это не единственный проект 2011 года, который оказался в списке номинантов, но единственный, автор которого ушел из жизни в этом году.

    В результате пародийно-гротескная, как водится у Мамышева-Монро, игра с "большим" стилем (в данном случае - официальных протокольных фотографий) приобрела отчетливый трагический оттенок. Как бы то ни было, произведения Мамышева-Монро (который, кстати, в 2007 году уже получал премию Кандинского в номинации "Медиа-арт. Проект года") можно увидеть на выставке.


    Фото: Валерий Левитин/ РИА Новости www.ria.ru

    Что касается других претендентов на премию за "Проект года", то мне жаль, что жюри не заметило перформанс Лизы Морозовой "Исподнее" (он был на выставке "Путь-дорога" в photohub_ Manometr в декабре 2012) и инсталляцию Ирины Кориной "Вооруженные мечтой". Корина, чья инсталляция была показана в "Манеже" этой весной, - одна из самых интересно работающих сегодня художниц. Выйдя из "цеха" театральных художников, она использует вроде бы привычную технику декораторов, которые из тряпочек, фанеры, крашенных досок и блесток создают волшебный мир сценической иллюзии. Но Корина, вместо театральной мишуры, берет знакомые всем железяки-трансформеры и разноцветные полотнища торговых палаток, привычные металлические ограждения и наскоро насыпанную на пол землю (словно, отсылая к рефрену "здесь будет город-сад"). Сборно-разборная реальность обнаруживает сходство с цирком-шапито, ярмаркой и площадным действом. Но фейк, подделка, демонстрируют отнюдь не всесилие искусства, а зыбкость и неустойчивость реальности, мечтающей о монументальности, вечности и сакральном знании.

    Проект Лизы Морозовой выглядит прямо противоположным. Что, в общем-то, понятно: перформанс - антипод театра. Вместо отсутствующего (или невидимого) героя - автор собственный персоной, всходящий на подиум-эшафот, усыпанный осколками битого стекла. Вместо фейка - записи подлинных дневников, которые автор ведет с 1983 года. Вместо праздничной иллюзии - реальность травм и боли. Вместо площадного пространства - речь от первого лица.

    Любопытно, что тема "пути-дороги" художника, работа с документацией прошлого, его болью и травмами оказываются в центре проектов Ани Желудь и Ирины Наховой, которые вошли в шорт-лист "Проекта года". Обе работают с фотографиями. Но Ирину Нахову интересует тема памяти о прошлом и ее "стертых" следов. Старые фотографии с кусками красного парашютного шелка вместо лиц соседствуют со слайд-проекцией кадров, на которые накладываются черные полоски и квадраты. Стертый след как пауза, как цезура в стихе оказываются значимой частью мультимедийного палимпсеста. Семейный архив тут используется как образ травм, вытесненных из коллективной памяти.

    Напротив, фотографии Ани Желудь - документация сегодняшних травм. При этом фотография становится свидельством беззащитности тела. Контрастом выступают геометрические структур, сваренные из металла, напоминающие остов игрушек-трансформеров. Жесткость абстрактных структур (в том числе - художественного языка) и конкретность телесных образов, фрагментированных, шокирующих, подчеркивают прямоту и ...неполноту высказывания. Причем чем прямее высказывание, тем более неполным оказывается оно. Рассказ о невозможности "выкричать" боль оборачивается очень точной фиксацией "лакун", перед которыми оказывается художник с его опытом "невыразимого".

    Проект группы Recycle "Скрижаль завета" (еще один участник шорт-листа на "Проект года"), создавшей памятник Facebook'у из полиуретановой резины, вроде бы иронизирует над мечтами о вечной жизни в он-лайне. Но нельзя не заметить, что одновременно и тонко льстит нашим надеждам на вечное существование в "облаках" и серверах где-нибудь на хладных берегах Исландии.

    Кто в итоге окажется обладателем премии Кандинского 2013 года, мы узнаем 12 декабря. А пока (по крайней мере до 10 ноября) есть время заглянуть в "Ударник", чтобы посмотреть тот срез современного искусства, в котором, как считает создатель экспозиции Антонио Джеуза, "лучше всего отражается мир, в котором мы живем".

    Цифры

    Всего 372 заявки были поданы на Премию Кандинского в 2013 году.

    20 работ из 157 заявок были выбраны в номинации "Проект года".

    17 работ из 215 заявок вошли в номинацию "Молодой художник. Проект года".

    Поделиться