Владелец угодившего в выбоину "Мерседеса S600" Сергей Трофимов комментировать свою победу не стал. Но тот злополучный день в начале апреля 2012 года запомнился ему надолго. Бизнесмен ехал по одной из центральных трасс Екатеринбурга - улице Московская. Городские чиновники этой трассой гордятся. Буквально за полгода до ЧП она подверглась глобальной реконструкции и масштабному ремонту. Была построена эстакада, проложено несколько развязок. Но по весне асфальт на новой дороге вслед за снегом "растаял". И по роковому совпадению машина бизнесмена угодила в яму как раз недалеко от здания областного суда. Причем он попался в ловушку, пытаясь... объехать соседнюю яму.
Таившаяся под водой выбоина оказалась длиной более трех метров и глубиной 14 сантиметров. Машина стоимостью в несколько миллионов просела серьезно: прогнулись колеса и сломалась подвеска. Пришлось вызывать эвакуатор и отвозить авто в сервисный центр. Ремонт обошелся почти в семьсот тысяч рублей. И Трофимов справедливо решил, что за такое содержание "показательной" для города трассы дорожники должны ответить по полной и по закону. В ходе юридических запросов в разные инстанции выяснилось, что за эту часть дороги отвечает ДЭУ Ленинского района Екатеринбурга. На них бизнесмен и подал в суд.
После многомесячных тяжб районный суд постановил, что дорожники должны компенсировать бизнесмену часть, точнее, половину суммы стоимости ремонта. Так что "по полной" наказать не получилось. С определенной судом суммой истец не согласился, но опротестовывать приговор не стал. А вот дорожники подали апелляцию в областной суд. Они пытались убедить суд, что масштабы бедствия пострадавшим автовладельцем "сильно преувеличены", замеры проведены некорректно, да и вообще ремонт этого участка дороги намечался на конец апреля, а "Мерседес" провалился в яму в начале месяца.
- Это их любимая отговорка на суде: хотели залатать, но не успели с ремонтом, - рассказывает жительница Екатеринбурга Юлия Мансурова.
Не так давно она так же через суд наказала дорожников за ямы в асфальте.
- Я ехала на своей "Вольво" не по центральному проспекту, а по небольшой дороге внутри района. И вдруг бац - лужа. А под лужей ямка, и машина в нее по пузо.
Выбравшись из авто, женщина не стала рыдать в истерике, а быстро вызвала наряд ГИБДД. Составили протокол, измерили выбоину и все документы - в суд. В итоге через полгода было вынесено решение: возместить пострадавшей стоимость ремонта в 128 тысяч рублей, а также взыскать с ДЭУ-ответчика все судебные издержки. И сейчас Юлия уверена, что судебные разбирательства, какими бы неприятными они ни были, один из лучших способов наведения порядка в дорожном строительстве: "Машина пострадала из-за ямы - жалуйтесь в суд. И машина будет счастлива, и ты получишь удовлетворение от того, что навел порядок в своем городе. Если ввести такую практику в норму, то дорожники поймут: по судам расплачиваться дороже, чем вкладываться в нормальную укладку асфальта".
В региональном отделении комитета по защите прав автомобилистов согласны, что победить "плохие дороги" можно только путем постоянного общественного контроля и наказаний через суд как нерадивых дорожников, так и муниципальных чиновников. Кстати, три золотых медали кинофестиваля в Каннах получил рекламный ролик екатеринбуржцев "Заставь чиновника работать". Создатели видео разрисовали выбоины на дорогах портретами первых лиц города и области и на камеру зафиксировали, как быстро дорожники латают дыры с ликами персон.
Максим Ядрышев, представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области:
- Я уверен, подобные дела беспроигрышны. Действуют жесткие стандарты допустимых погрешностей на дороге. К примеру, выбоина на полотне может быть не глубже пяти сантиметров и не длиннее пятнадцати. А ликвидировать подобные вмятины дорожники должны в течение суток. Конечно, для судебных разбирательств автовладельцу необходимо грамотно собрать доказательства: немедленно вызвать инспекторов ГИБДД, замерить и зафиксировать на фото или камеру обстоятельства и результаты ЧП. Придется также установить организацию, ответственную за содержание участка, чтобы иск пришел по адресу и это признал суд.