И, судя по всему, определены не будут. Адвокаты судоходной компании "Йос Эл Мэйер" и классификационной фирмы "Бюро Веритас", защищающие их интересы во французском суде, заявили, что доказательной базы и документов недостаточно для определения чьей-либо вины в гибели людей. Если на заседании, которое состоится 16 октября во французском городе Нантер, не будет предоставлено больше информации, судебное дело может провалиться окончательно.
Суд проходит во Франции, поскольку ее законы позволяют привлечь к ответственности большее число виновников трагедии. Весь судебный процесс очень дорогостоящий для родственников жертв и поэтому скорее всего заседание 16 октября станет последним в этом затянувшемся почти на 20 лет расследовании.
Расследование было заведено в тупик эстонско-финляндско-шведской межправительственной комиссией, сделавшей заключение о том, что причиной гибели стали конструктивные недостатки парома, который не выдержал нагрузки во время бушевавшего в ночь трагедии шторма. Ряд стран и родственники погибших требуют формирования новой международной комиссии для проведения более широкого анализа всех возможных версий крушения парома. Среди основных: взрыв на борту, подводная пробоина, столкновение с подводной лодкой или действия преступников, затопивших паром, чтобы скрыть контрабандный груз на борту парома, предположительно секретные военные разработки, добытые спецслужбами Швеции у выводимых из Эстонии российских военных частей.
Эти версии не были детально проработаны и до сих пор остаются вопросы: как объяснить произошедший на борту парома взрыв, который видели и слышали выжившие? Почему шведское министерство обороны не разглашает информацию о том, какая именно техника перевозилась на судне, но при этом подтверждает факт перевозки на пассажирском пароме военного оборудования?
Новую версию причин трагедии озвучил недавно эстонский политик Макс Каур, потерявший в результате крушения парома свою сестру и бабушку. Он считает, что Североатлантический альянс может быть виновен в крушении парома. "В ночь трагедии в Балтийском море проходили незапланированные крупномасштабные учения войск НАТО. Не исключено, что были боевые стрельбы", - говорит Каур. И задается вопросом, "почему войска НАТО, которые как раз отрабатывали спасение гражданских судов, не пришли на помощь терпящему бедствие парому". Интересно, что до сих пор Эстония, Финляндии и Швеция запрещали проводить какие-либо исследования на месте гибели судна. Однако теперь они предлагают совместными международными усилиями поднять с 60-метровой морской глубины затонувший паром.