Петербургские музеи примут блокадные и фронтовые реликвии

В Санкт-Петербурге живет около 160 тысяч блокадников. И у каждого есть собственная история войны, которую он хочет рассказать потомкам.

Зоя Смирнова написала книжку о своем военном детстве за два дня. Назвала ее просто - "Воспоминания блокадной девчонки". Знакомые помогли перевести рукописный текст в электронный вид, чтобы отдать в типографию. Но издать воспоминания долго не получалось.

- Я отправляла рукопись в журналы, относила в Смольный, - говорит Зоя Николаевна. - В редакциях говорили, что это им неинтересно. А из администрации города прислали конверт... с налоговой декларацией. Интересовались, сколько я заработала на продажах несуществующей книги.

За два года мытарств Зоя Николаевна накопила деньги и сама отнесла рукопись в типографию. Хватило всего на 50 экземпляров.

- Несколько штук я отнесла в школы, детский дом, Музей обороны и блокады Ленинграда, - с гордостью показывает брошюру пенсионерка. - В музее мою книжку, правда, не выставили, наверное, отправили в запасники.

Недавно Зоя Николаевна повторно издала воспоминания. Уже 100 экземпляров и в цвете, но интерес вызывают они лишь у знакомых и родственников.

- О войне и ветеранах вспоминают только 9 мая и 27 января, - вздыхает она.

Таких, как Зоя Смирнова, в Петербурге очень много. В редакцию "РГ" нередко звонят фронтовики и блокадники с вопросами, куда можно отдать письма, фотографии и артефакты военных времен - так, чтобы со временем реликвии не оказались на свалке.

Прежде всего в таких случаях стоит обратиться в Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда или Музей политической истории.

- К нам приносят самые разные вещи - от ложек, переживших блокаду, до фортепьяно, - говорит директор музея блокады Анатолий Шишкин. - Мы готовы взять в дар предметы быта и искусства, оружие, технику, архивные документы. Сдача реликвии в музей - гарантия ее вечной сохранности. Для многих пенсионеров это главный аргумент. Одни боятся, что внуки выкинут фотографии или продадут награды, другие опасаются ограбления.

- Есть несколько семей ветеранов, с которыми мы общаемся постоянно, - рассказывает хранитель Музея политической истории Светлана Ходаковская. - Сотрудники музея каждый месяц выезжают к ним домой, изучают реликвии и документы. Но к нам часто обращаются и незнакомые прежде блокадники.

Когда ценность предмета доказана, ему присваивают регистрационный номер, и он становится экспонатом. По словам хранителя, музею интересны прежде всего подлинники документов, а дарителям делают качественную копию взамен оригинала.

Роль хранителя воспоминаний взяла на себя Общественная организация "Дети блокады - 900". Сейчас она ведет сбор свидетельств о войне. На их основе ветераны-активисты рассчитывают издать большой сборник.

-Многие блокадники - одинокие люди, которым некому передать воспоминания о военных годах, - вздыхает президент организации Галина Кокрякова. - А если их записать, то они не исчезнут после смерти. Поэтому мы уже организовали редакцию и ждем рукописи. А памятные предметы поможем отдать в музеи.

Контакт

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда: Санкт-Петербург, Соляной переулок, 9, телефон (812) 275-75-47.

Музей политической истории России: Санкт-Петербург, улица Куйбышева, 2-4, телефон (812) 313-61-63.

"Дети блокады - 900": Санкт-Петербург, Кирочная улица, 32/34, телефон (812) 273-11-09.