Открытие рудника в Киргизии стало поводом для скандала

Киргизия вошла в октябрь на пике новых политических разногласий. Пессимисты полагают, что противоречия, обострившиеся между правительством и парламентом, в течение ближайших недель могут привести к переформатированию власти, и дело закончится либо отставкой правительства, либо роспуском парламента. Эксперты, впрочем, указывают и третий вариант - распад правящей коалиции и создание нового блока большинства.

Причиной кризиса, как ни странно, стал коалиционный состав правительства, чей принцип формирования многие эксперты считают свидетельством достижения компромисса между главными политическими игроками. Но, как утверждают некоторые аналитики, участникам парламентского большинства все сложнее идти на уступки друг другу, поскольку с отдельными фигурами в кабинете министров та или иная фракция "сводит личные счеты". Исключением не стал даже глава правительства Жанторо Сатыбалдиев, который утверждает: критика, звучащая в его адрес из уст депутатов правящей коалиции, вызвана тем, что он препятствовал назначению на госслужбу их близких родственников. Так или иначе, неизвестно, но из песни слов не выкинешь.

Обмен резкими критическими высказываниями между чиновниками и законодателями участился на фоне обсуждения нового формата сотрудничества между правительством и инвестором, разрабатывающим крупнейшее в Киргизии золоторудное месторождение Кумтор. Часть законодателей полагает, что кабинет министров пошел на сговор с горнодобывающей компанией. Однако правительство, в свою очередь, утверждает: ему удалось добиться восстановления исторической справедливости, и активы рудника будут разделены поровну. Причем киргизская сторона, помимо прочего, получит возможность управлять этим экономическим объектом, чей вклад в ВВП достигает порядка 10 процентов.

Вполне вероятно, что политическим игрокам удастся договориться полюбовно. Тем более, что в преддверии зимы необходимо заниматься не выяснением отношений, а более насущными задачами. В том числе - принятием решений по важным инвестиционным проектам, от которых во многом зависит общественно-политическая обстановка в стране. В том числе - покупка национального газового оператора Киргизии "Газпромом", а также строительство при поддержке России крупных ГЭС на реке Нарын. И то и другое призвано укрепить энергетическую безопасность республики - вопрос для КР очень чувствительный.

Политические игроки могут договориться полюбовно

Что удивительно, но о новом витке противостояния в Киргизии заговорили, едва правительство Жанторо Сатыбалдиева отметило первую годовщину своей работы. Действующий премьер-министр КР не имеет политических амбиций, и многие эксперты сочли его фигуру компромиссной. Фактически коалиционное правительство послушно выполняло волю правящего большинства. Тем не менее, с некоторыми возложенными задачами кабмин, по мнению законодателей, не справился. В том числе - с расследованием досрочного освобождения одного из лидеров организованной преступности, который, воспользовавшись удобным моментом, покинул страну.

Российские аналитики, вместе с тем, не соглашаются с киргизскими коллегами: осень в республике, по их мнению, не будет жаркой. "Парламент и правительство при желании могут договориться, если не начнут преследовать личные интересы, - утверждает эксперт Центра геополитических исследований "Берлек - Единство" (Россия) Дмитрий Михайличенко. - Есть определенные вопросы, которые требуют доработки, и определенные трения между правительством и парламентом. Но существующая конфигурация власти позволяет их решать. Правительство обладает необходимым потенциалом, чтобы сгладить шероховатости. Курс, который выбран, - самый приемлемый для всех ветвей власти республики".

Прямая речь

Жанторо Сатыбалдиев, премьер-министр КР:

- То, что некоторые депутаты хотят отправить кабинет министров в отставку, видно невооруженным глазом. Однако для этого нужны конкретные аргументы. Но если парламент посчитает необходимым отправить правительство в отставку за то, что мы предложили создать совместное предприятие "Кумтор", где доля Киргизстана возрастет от 33 до 50 процентов и при этом значительно увеличится денежный поток, то в таком случае я готов уйти с должности.