Треть внешнего долга Киргизии ушла на ремонт автотрасс

Согласно информации, озвученной экспертами по мониторингу внешних займов республики, за годы независимости Киргизия получила примерно один миллиард долларов кредитов на реконструкцию, капитальный ремонт и строительство новых автодорог в стране.

 

Внешний долг КР, по данным министерства финансов, составляет два миллиарда 700 миллионов долларов. А это значит, что за 20 лет около трети всех полученных из-за рубежа кредитов и займов "закатали" в асфальт.

Чаще остальных выделяют деньги на ремонт киргизских дорог Экспортно-импортный банк Китая (почти 500 миллионов долларов) и Азиатский банк развития (300 миллионов). Далее следуют Всемирный банк, кредитные фонды развития Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, Япония и Кувейт. В 2012 году кредит в сумме 100 миллионов долларов, из которых 30 миллионов будет потрачено опять же на капитальный ремонт автотрасс Бишкека, напомним, выдала республике Турция. В текущем году столичная мэрия уже получила 12 миллионов сомов в виде гранта от правительства Японии на нанесение разметки на дорогах города специальным нестирающимся материалом - термопластом.

Трассы, впрочем, ремонтируются не только за счет средств внешней помощи. Из республиканского бюджета на эти цели выделяются приличные суммы. По словам заместителя министра финансов КР Арзыбека Кожошева, только за восемь месяцев 2013-го на реконструкцию дорог потратили более двух миллиардов сомов. Однако, несмотря на столь внушительные цифры, проблема разбитых дорог в стране до сих пор актуальна. "Куда же ушли такие деньги?" - недоумевают киргизстанцы.

Единственным примером грамотной реконструкции дорожного полотна, как считают эксперты, стала автодорога Бишкек - Нарын - Торугарт. Ее капитальная реабилитация все еще продолжается, однако киргизстанцы и иностранные гости республики, направляющиеся на Иссык-Куль из Бишкека, уже могут оценить качество проделанной работы.

По мнению независимых экспертов, успех проекта обьясняется тем, что его финансирует Китай. Но не это главное. Суть в том, что деньги попадают напрямую к китайским же подрядчикам, которые и занимаются реконструкцией трассы. То есть коррупция при такой схеме исключается.

Другое дело - начавшийся весной 2013-го капитальный ремонт нескольких автотрасс в Бишкеке. Делают его местные компании, и результат, как говорится, налицо. Три-четыре месяца назад с нескольких улиц сняли асфальт. В столь неприглядном виде они остаются по сию пору. Подрядчики не спешат, а мэрия их не торопит. Но то, что устраивает городских чиновников, вызывает недовольство жителей столицы, которые из-за перекрытых трасс вынуждены стоять в пробках. Более того, положенный буквально год назад на центральных улицах Бишкека асфальт вздувался, трескался и шел волнами. При этом подрядчики не несли никакой ответственности за брак.

Чтобы этого больше не происходило, депутаты парламента Киргизии приступили к рассмотрению поправок в закон "Об автомобильных дорогах". По мнению разработчиков, их принятие позволит существенно повысить качество строительства и реконструкции автомагистралей страны. Как отмечается, действующий сегодня закон позволяет подрядчикам не исполнять свои обязательства, гарантирующие качественное предоставление услуг. Но эта ситуация может измениться, если благодаря поправкам уровень коррупции в сфере дорожного строительства, как обещают инициаторы проекта, снизится.

- Согласно поправкам, подрядчики, выполнившие ремонтные или строительные работы, будут обязаны обеспечить качественное состояние дорожных объектов в течение не менее трех лет, - утверждает депутат Каныбек Иманалиев.

Компетентно

Иса Омуркулов, мэр Бишкека:

- Дороги в столице строятся за счет республиканского бюджета, турецкого кредита, грантов и спонсорской помощи. В этом году мы хотим привести в порядок большой объем дорог. В 2007 - 2009 годах реконструировано только 18,8 километра. Мы за три года уже отремонтировали 125 километров.