Советы "РГ": Как не потерять работу?

Слово "безработица" в России становится все актуальнее буквально с каждым днем. В этом году наша экономика начала притормаживать, в бюджете на будущие три года появились незапланированные "дыры".

О проблемах, которые могут ждать россиян после Нового года, говорят и в Минэкономразвития. "Закрытие рабочих мест и сокращение занятости - это ближайшая наша перспектива. Безработица - запаздывающий фактор, который в условиях замедления экономики проявит себя в следующем году", - говорил на этой неделе в интервью телеканалу "Россия-24" министр экономического развития Алексей Улюкаев.

А раз так, то логично, что в это непростое для экономики время многие работодатели вполне могут решиться провести сокращение штатов, чтобы снизить издержки предприятий. С вопросом о том, что нужно делать, дабы обезопасить себя от увольнения, "РГ" обратилась к президенту рекрутингового портала Superjob.ru Алексею Захарову.

Совет первый. Не пренебрегать слухами

Обычно говорить о возможном сокращении штатов просто так не начинают. Самое главное - правильно повести себя в этой ситуации. Душевные муки и терзания однозначно не помогут удержаться в коллективе. Важно убедиться, что слухи в вашем конкретном случае действительно близки к правде. А потом уже можно задать начальнику и прямой вопрос.

Совет второй. Доказать свою необходимость

Допустим, что сокращение штатов вышло из области слухов и действительно началось. И сразу умами людей овладевает извечный русский вопрос: что делать? Обычно возникает несколько развилок - выступить с ярким проектом или предложением, усилить работу над уже существующими проектами, либо просто тихо "отсидеться".
Наш эксперт считает, что если вы до сокращения штатов ни с чем новым и ярким не выступали, то во время него такой способ удержаться уже вряд ли поможет. Поэтому стоит активизировать свои творческие и производственные таланты уже сейчас. Действительно хорошего и ценного специалиста в случае чего никто не сократит.

Совет третий. Не шантажировать начальство

Бывают случаи, когда при сокращении штатов работник начинает активно демонстрировать начальству свою востребованность со стороны других компаний. Вся надежда на то, что такого замечательного специалиста, которого вроде как с руками готовы оторвать конкуренты, уж точно не уволят. На самом деле, это довольно гиблая линия поведения. Если начальство уже обрело уверенность, что вы не ценный работник, никакие намеки не помогут.

Совет четвертый. Не пытаться "подсидеть" коллег

Еще одна ошибка излишне волнующегося работника: демонстративное исполнение чужих обязанностей в надежде, что уволят другого, но не вас. Человека это вообще не красит. Тем более, в глазах работодателя. При хорошем и вдумчивом исполнении ваших непосредственных обязанностей шанс вылететь с работы падает до минимального. А если уж не повезло, то надо помнить, что сокращение - не только стресс, но зачастую и новые возможности. А вдруг впереди вас ждет что-то намного лучшее? В конце концов, кризис это не навсегда. А дурная слава может тянуться за вами до пенсии.

Совет пятый. Не сомневаться в выборе профессии

Да, рынок труда переполнен управленцами, экономистами и юристами. Да, не хватает рабочих специальностей. Но надо помнить, что сокращают не профессии целыми блоками. Сокращают неэффективных сотрудников.

Отметим, что пока специалисты не видят особых проблем на российском рынке труда. По словам Алексея Захарова, из негативных моментов сейчас только торможение роста зарплатных предложений работодателей в большинстве отраслей. "Это неприятно, но пока не смертельно", - подчеркивает наш эксперт.

Да и уровень безработицы в России пока что довольно низкий. "В условиях стагнации экономики сокращение занятости будет происходить постепенно, потихонечку от 5,2 процента к 6 процентам", - отмечал Алексей Улюкаев. Напомним, что в кризисном 2009 году безработица в России превышала отметку в 8 процентов. Так что работайте и совершенствуйте профессиональные навыки, психологи уверяют, что спокойный, уверенный в себе, перспективный работник всегда найдет свое место под солнцем.