Об этом он сказал после того, как будущее ВТО обсуждали "на полях" недели лидеров форума АТЭС на Бали. Ровно через два месяца здесь же пройдет девятая Министерская конференция ВТО, где страны-участницы должны принять ключевое решение о судьбе организации.
В конце прошлой недели деятельность ВТО стала главной темой рабочего завтрака министров торговли АТЭС. "Все экономики АТЭС в очередной раз подтвердили свое единство в стремлении сохранить эффективную многостороннюю торговую систему", - говорится в официальном сообщении минэкономразвития.
Пока ситуация в организации сложная. Одна из причин - пробуксовка по длящемуся 12 лет Дохийскому раунду переговоров ВТО. Он должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО и касается широкого круга вопросов. Например, предполагалось, что развивающиеся страны снизят таможенные барьеры в сельхозсекторе, развитые - уменьшат объемы субсидирования отрасли. Но Дохийский раунд зашел в тупик еще в 2008 году. "Мировое сообщество считает, что мы разучились договариваться, что мы неэффективны, мы парализованы", - отмечал новый глава ВТО бразилец Роберто Асеведу. Во время вступления в должность в сентябре этого года он призвал заключить новые соглашения как раз на конференции в декабре этого года на Бали. "Если мы сможем добиться результатов в ходе переговоров, это уже будет успех. Если нет, это будет провал" - предупредил он. "Была идея подписать на Бали хотя бы малый пакет договоренностей, так называемую "легкую Доху", - рассказывает директор Института международного интеграционного сотрудничества при Международном университете в Москве Игорь Филькевич. - Но и его подготовка пока не завершена".
"Основная развилка - это девятая Министерская конференция ВТО на Бали, которая состоится через два месяца", - признает Лихачев. По подсчетам Асеведу, если получится договориться, мировая экономика может получить дополнительно один триллион долларов. Если на Бали в декабре будет подписано Соглашение о содействии торговле, то участники внешнеэкономической деятельности будут платить на границе в два раза меньше, сообщил директор департамента торговых переговоров минэкономразвития РФ Максим Медведков. Соглашение регламентирует деятельность не только таможенных органов, но и ветеринарной, фитосанитарной, пограничной служб. Сейчас в среднем по миру платежи на границе составляют 10 процентов от стоимости товаров, при упрощении процедур они понизятся до 5 процентов.
Но договориться странам непросто. "ВТО, как организация с одной, положительной стороны - становится все более универсальной организацией, привлекая к себе новых участников, завоевывая новые сферы влияния, распространяя общие правила не только на группы товаров, на инвестиции, интеллектуальную собственность и даже госзакупки. С другой - проблемной, и она на самом деле вызывает претензии у большинства стран-участниц", - не скрывает Лихачев. Он, правда, считает, что ВТО, безусловно, останется существовать. "Но при этом будет некой саморегулируемой организацией со своими правилами, но с совершенно другими уровнями влияния, по сравнению с сегодняшними и уж тем более 2000-ми годами", - говорит он.
У ВТО есть свои плюсы и минусы, рассуждает Филькевич: правила организации, действительно, во многих странах тормозят экономический прогресс, препятствуют притоку инвестиций. Есть опасения, что на фоне продолжающегося кризиса, страны используют протекционистскую политику, при этом новые члены ВТО, среди которых и Россия, взяли на себя больше обязательств, чем предполагает тот же Дохийский раунд, перечисляет причины противоречий Филькевич.
Для России разрушение всемирного торгового клуба невыгодно. "Цена нашего билета в ВТО слишком велика, чтобы быть равнодушным к ее судьбе", - поясняет Лихачев.
"Система, построенная на переговорных процессах, может оказаться близкой к распаду, - говорит Филькевич. - Но вероятность этого низкая". Сегодняшнюю картину он сравнивает с Уругвайским раундом - он длился 8 лет, по завершении на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле возникла в 1995 году ВТО. "Я думаю, организация не развалится. Пока большинство стран все-таки придерживается правил ВТО, они заинтересованы в существовании организации", - успокаивает Филькевич.