Я люблю футбол, как женщину, шашлык и купание в море одновременно: то есть за красоту, вкус и непредсказуемость. Футбол - как и женщина, и шашлык, и купание в море - может вырывать тебя из обыденной жизни и заставить про все на свете забыть.
Ты приходишь, измученный, домой, продолжая вести бесконечный диалог с теми людьми, которые измочалили тебя на работе... И в машине ты с ними говоришь, и в душе, и за ужином... Злишься - изводишься...
И тут - Лионель Месси. Это игрок такой, кто не в курсе. Игрок - типа гений: Моцарт зеленого поля и кожаного мяча. Без преувеличений. Что тебе "Барселона"? Что тебе вообще вся эта Испания с ее чемпионатом? А неприятности рабочие - они тут, рядом...
Но вот, что удивительно: движется Месси, как элегантный танк: то есть остановить его невозможно, а при этом идет красиво и не грубо, и не сам бьет, а отдает пас молодому игроку "Барсы", и тот забивает. И Месси - счастлив. И где они твои неприятности?
Футбол - это важно. Потому что его любят миллиарды людей на планете. И не надо спрашивать - за что? Любовь миллиарда людей не может быть напрасной.
Когда Месси вручали очередной "Золотой мяч" и спросили, какое бы он загадал желание, если бы мог, - великий футболист ответил: "Чтобы мой тренер Тито Виланова излечился от рака". И зал, в слезах, встал, и хлопали Месси так, как не аплодировали ни после одного его гола. И это видели миллиарды мальчишек. И сообщили всем, кто не видел по айпадам - айфонам. И миллиарды мальчишек поняли, что такое благодарность и благородство. Поняли сразу - запомнили навсегда.
На одной радиостанции мне довелось вести радиорепортажи с игр сборной страны по футболу. Признаюсь: это было одно из самых увлекательных приключений моей жизни. Я наблюдал за матчем на огромном телевизоре-плазме. Я сидел на стуле и бесконечно говорил. Только тогда я понял, что комментатор - это тот, кто говорит безостановочно, и с тех пор никогда не смеюсь над комментаторами, которые, бывает, глупость ляпнут, а вы сами попробуйте полтора часа без остановки одни "умности" говорить. Итак, я сидел и говорил. Когда я встал, у меня была абсолютно мокрая спина. Мне казалось, что я пробегал весь матч рядом с игроками, причем с каждым. Увы, эти репортажи закончились, но я мечтаю о продолжении. Мечтаю вести репортажи: быть внутри футбольного матча, что может быть увлекательнее.
Первые проблемы у меня, как у футбольного болельщика, начались, когда я перестал понимать, чем один клуб отличается от другого. Тренеры переходят из клуба в клуб, на футболках команд написаны имена спонсоров: такое ощущение, что играет не клуб с клубом, а банк с банком. К тому же игроки все время переходят из команды в команду, и не понятно, какой футболист какой клуб символизирует.
Ну ничего. Я начал болеть за тренеров. У меня есть два "любимчика": Семин и Слуцкий. Семин нынче в Азербайджане - ехать далеко, по телевизору не показывают. Слуцкий тренирует клуб, который носит гордое имя ЦСКА, хотя, честно говоря, глядя, скажем, на нападающих команды, не до конца ясно, чью именно армию они символизируют. Ну да ладно: веяние времени.
И вот я смотрю, скажем, как ЦСКА играет с клубом "Анжи". В сентябре. Как известно, российские футболисты стали чемпионами мира в пляжном футболе. Думаю, что не только на песке, но и в грязи мы тоже могли бы сыграть успешно. Глядя на то, как пытаются бежать по грязи поля мои любимые футболисты, я понял, что эта игра к футболу на самом деле не имеет никакого отношения.
По другой телепрограмме великий Месси бежит по полю невероятной красоты... Эх, ему бы в наши грязи!
Футбольные функционеры, которые заставляют наших футболистов играть не весной-летом, а осенью-зимой, отняли у нас, болельщиков, футбол. Извините за грубые слова - просто его убили.
Они не могли, видимо, предположить, что в сентябре в средней полосе России могут пойти дожди и наступить холода. А они пошли и наступили. И вот уже московским клубам буквально не на чем играть. Можете себе представить? А закончится этот осенний период знаете когда? В декабре.
И вот уже мой любимый тренер Слуцкий вместе с условно армейским, но безусловно любимым клубом едет играть международный матч... в Санкт-Петербург на поле своего извечного соперника "Зенит" к его, соответственно, болельщикам. Нормально?
Прошлые футбольные функционеры, принимавшие решение о переносе чемпионата на осень-зиму, думали о том, что наши сроки совпадут с европейскими. Трансферы футболистов удобно будет проводить. Может быть...
Но, не подготовив к этому поля, футбол просто убили. Когда ноги футболистов проваливаются в грязь, когда игрок не может показать дриблинг, потому что скользко, когда вратарь пропускает нелепые мячи, потому что скользкая трава и мяч - скользкая ледышка - это не футбол. Это какой-то иной вид спорта.
Я ничего не знаю про трансферные окна. Я хочу видеть нормальный красивый футбол на красивом изумрудном поле.
Я хочу видеть отечественного Месси. Но Месси в грязи не рождаются. Вот ведь оно как.