Александр Адабашьян, драматург:
Салон автомобиля стал для многих не только будуаром или комнатой отдыха, но и рабочим кабинетом. Теряется время, сыплется программа, намеченная на день. За эти, с позволения сказать, удобства мы можем благодарить пробки на дорогах. Я не могу вспомнить, когда возникли первые простои на дорогах. Как-то неожиданно это вдруг появилось. Поэтому уже довольно давно я хожу пешком, когда есть возможность. Если расстояния, преодолеваемые мною на авто, большие, я стараюсь использовать ситуацию для себя с пользой: включаю радио, слушаю интересные аудиокнижки, разговариваю по телефону с важными людьми. Машина, как сказал Миша Жванецкий, предназначена только для одного дела, которое можно делать на заднем сиденье. Остальные возможности съедают пробки.
Раньше все решала бутылка, а сегодня пробка. Но есть нюанс! С бутылкой было очень приятно работать, а заторы на дорогах не приносят ничего, кроме трудностей. Помимо утраты времени, у людей появляются неврозы и они начинают вести себя неадекватно. К неврозам можно добавить сумасшедшее количество ДТП, сжигание моря топлива и убитое сцепление.
Дорожные заторы приумножают бескультурье на наших дорогах. Допустим, загорается зеленый свет, и если в сторону перекрестка пробка, то ты понимаешь, что сейчас можно "заткнуть" собой проезд. Но что делать? Приходится жать на газ, потому что за спиной такая же река машин. А не вылезешь, так тебя потом из авто выкинут и отправят в институт Склифосовского с "простудными" заболеваниями вроде сотрясения мозга или перелома ребер. Люди порой сами не понимают, как на них повлиял гиперприток машин. Нервное напряжение во время простоя на любом шоссе столицы сродни высоковольтному. Как поется в одной песне: "От саксофона до ножа". Здесь, правда, от руля до бейсбольной биты.
Катаясь по миру, я вижу, что эта проблема почти нигде не решена. Пробки есть чуть ли не в каждой деревне Европы и в каждом поселке Америки. Везде проблему решают по-разному. В одном из испанских городов сделали тоннель через весь город для тех, кто проезжает транзитом. В Чикаго в свое время сносили небоскребы ради расширения дорог. Поэтому споры экспертов, о которых пишет "Российская газета" на 6-й полосе, мне не понятны. Расширение дорог и бесплатные автостоянки именно в паре дадут аккумулятивный эффект. В нашей стране ситуация более серьезная. Чем больше мы нагружаем Златоглавую функцией единственного города России, тем сложнее будет в дальнейшем разрешать проблему транспорта. Дело даже не в количестве жителей (хотя и это имеет значение, Москва все же не резиновая). Просто нельзя на один город вешать столько административных обязанностей.