Этот мюзикл "Пола Негри" на музыку Януша Стоклосы ("Метро") уже идет на одной из варшавских сцен. По рекламному ролику можно судить о захватывающих дух возможностях 3D-изображения в сочетании с реальными декорациями и живым актерским действием. Это многотысячные толпы на улицах, это настоящие самолеты и пароходы, участвующие в спектакле, это непривычная для театра мгновенная смена мест действия и свободные переброски в пространстве и времени. Это - зрелище, каких еще не бывало.
Шоу, которое выйдет в декабре в Петербурге - не простое повторение варшавского спектакля. Как рассказывает его режиссер Януш Юзефович, пишется новая пьеса, даже меняется ее содержание, и петербургскую премьеру с полным правом можно считать мировой. Юзефовича московская публика хорошо знает по шедшему десять лет назад на сцене Московской оперетты мюзиклу "Метро"; новый спектакль создается практически той же командой. Автор русского варианта пьесы - Юрий Ряшенцев, Полу Негри будут играть Теона Дольникова, Ирина Медведева и Светлана Вильгельм-Плащевская, Эрнста Любича - Гоша Куценко, Рудольфо Валентино - Андрей Носков, петербургский актер Иван Ожогин готовит роль грузинского князя Мдивани.
В основе сюжета - история любви первой европейской актрисы, покорившей Голливуд и ставшей там суперзвездой, и знаменитого режиссера Эрнста Любича, эмигрировавшего в США из Германии, где зрел фашизм. Действие происходит в 20-е годы, когда на улицах Нью-Йорка звучали джазы, царил свинг, танцевали чарльстон, а немое кино сменялось звуковым.
Полька по происхождению урожденная Барбара Аполония Халупец, будущая суперстар Пола Негри училась в балетной школе в Варшаве, но дебютировала как драматическая театральная актриса. Потом снялась в кино и стала одной из популярнейших в Польше актрис. Уехала в Берлин, где снималась в фильмах Любича, а в начале двадцатых вместе с ним уехала в Голливуд, заключила контракт со студией "Парамаунт". Ее главное амплуа - "страдающая вамп". Она была обручена с Чарли Чаплином, но бросила его из-за внезапной любви к первому красавцу киноэкранов Рудольфо Валентино, а после его смерти вышла замуж за грузинского князя Мдивани. Вскоре бросила и его и уехала в Германию, где ею увлекся сам фюрер, и она стала звездой III рейха, активно снималась в немецком кино 30-х. Потом все-таки вернулась в США, где в 1964 году и вышел ее последний фильм.
Это - если следовать линии ее реальной жизни. Но у мюзикла свои законы, и на роскошном фоне европейско-американских двадцатых будет развиваться история любви режиссера к его актрисе. Как рассказывает поэт и драматург Юрий Ряшенцев, эту любовь оба осознали не сразу. Режиссер полагал, что он и должен влюбить в себя актрису, чтобы она ему подчинялась, и оба искренне считали свои отношения прекрасным творческим союзом. А как глубоко их чувство, осознают только в печальном финале спектакля, - "эта грустная нота, - говорит Юрий Ряшенцев, - и делает всю эту историю интересной и уникальной".
Итак, нас ждет уникальная история в уникальном спектакле. "Я еще не участвовал в проектах, где техника так сливается с искусством!" - восклицает Юрий Ряшенцев. Исполнитель роли Эрнста Гоша Куценко заверяет: "Вы даже не понимаете, в какой компании сейчас находитесь! У нас такого еще никогда не было! Януш Юзефович всегда говорит, что мечтает сделать спектакль, чтобы зрители не хотели расходиться по домам. И он такой спектакль сделал - это был мюзикл "Питер Пэн", где корабль прямо с экрана вылетал на сцену театра". И теперь популярный актер предвкушает счастье работать в спектакле, какого еще не бывало.
"Год назад я съездил в Америку, уверенный, что кто-нибудь там уже делает что-то подобное, - рассказывает Януш Юзефович. - Оказалось - никто! К тому же нам нужно было расположить 3D-проектор сзади, за декорациями, чтобы публика смотрела изображение на просвет. Такого тоже никто еще не делал. Я позвонил в Лондон, где производят самые мощные в мире 3D-проекторы - и опять никто ничего не знает. Мы попробовали - получилось. И благодаря этой проекции уже неизвестно, где кончается реальность и начинается киноизображение, мы не видим этой границы. Но результат поразителен, и это великолепная игрушка для таких, как я, - тех, кто занимаются шоу-бизнесом и придумывают зрелище! Только вообразите: наша Пола Негри будет ездить по реальным улицам Нью-Йорка 20-х годов ХХ века, а за рулем будет сидеть реальный Гарольд Ллойд! Эта технология делает возможным абсолютно все! Конечно, это очень дорогой проект. Для него нужны самое современное оборудование, самые совершенные проекторы. Но главное - включается самый совершенный инструмент: наш мозг. Именно в нем две туманные картинки плюс живые актеры сложатся в единое пространство. И поверьте, эффект, которого мы добились, значительно сильнее, чем в 3D-кино. Я давно мечтал поставить "Мастера и Маргариту", но не решался. Наверное, ждал вот таких технологий. Теперь можно показать реального фантастического Кота, можно оторвать голову Бенгальскому наконец-то взаправду. Фантастика вплотную сомкнулась с реальностью".
Играющая заглавную роль Ирина Медведева тоже считает, что для театрального мира это будет исторический момент. Показанный на пресс-конференции в Москве ролик подтверждает: нас ждет захватывающее зрелище.
Петербургская премьера "Полы Негри" состоится 18 декабря. В дальнейшем предполагается показ сенсационного спектакля и в Москве, но этого счастливого момента еще придется подождать.