Речь шла о Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, по словам Тимченко, стал "конституцией местного самоуправления". Впрочем, это не прибавило ему стабильности. За десять лет, с момента принятия, поправки в него вносились уже 84 раза. А судя по тем проблемам, которыми мучается местное самоуправление, править действующий закон придется и дальше.
Одна из главных проблем - финансирование. Как заметил Тимченко, порядка 30% полномочий, возложенных на местное самоуправление, "либо недофинансируются, либо финансируются не должным образом". Однако в последнее время "муниципалитеты просят не денег, а просят возможности самостоятельно развиваться". Для развития, как полагают депутаты, нужно пересмотреть систему налогообложения. "Нам бы хотелось, чтобы местному самоуправлению отдали такие налоги, как на полезные ископаемые - 2 процента от налога на прибыль, упрощенный налог, который нам давно обещают, но никак не отдают. Налог на доходы физических лиц, который должен уплачиваться не по месту работы гражданина, а по месту жительства", - уточнил Виктор Кидяев, высказав далеко не бесспорную точку зрения. И добавил с надеждой: "Если мы эти вопросы решим, если убедим наше руководство, то вдобавок к нашему бюджету мы получим порядка 850 миллиардов рублей". Кидяев напомнил, кстати, что согласно законодательству местное самоуправление должно финансироваться на уровне восьми процентов от ВВП, это порядка пяти триллионов рублей. Однако "по факту" получается не более трех триллионов.
Развитие муниципалитетов, по мнению Тимченко, тормозит и "излишний контроль со стороны органов госвласти". Это, видимо, понимают и в минрегионе, где были подготовлены предложения о сокращении числа проверок в муниципалитетах. Законопроект с этими предложениями уже в октябре, как сообщил Виктор Кидяев, может стать законом, "и наши муниципалитеты будут проверять только раз в три года".
Еще одна проблема - кадры местного самоуправления, которые должны решать всё, но подчас не могут решить ничего. Но это уже проблема не закона, а гражданского общества, которому следует формировать свои структуры на местном уровне. А главное - требуется "общегосударственная стратегия дальнейшего развития местного самоуправления, по крайней мере, до 2030 года". Возможно, в ней будет прописано и воссоздание муниципальной полиции, предположил Вячеслав Тимченко. Структура, которая занималась бы поддержанием правопорядка в муниципальном образовании, по его мнению, нужна. Правда, беспокоит, как бы не получилось, "чтобы некоторые руководители муниципалитетов использовали эти структуры, в случае их создания, в личных интересах, для обеспечения своей собственной безопасности". Но у муниципалитетов, напомнил Тимченко, нет денег на исполнение уже закрепленных полномочий, "где тут говорить о реальном финансовом обеспечении тех сил, которые будут охранять порядок". А "кукольные структуры с мизерной зарплатой", никому не нужны.