Как известно, Питер Хиггс наряду другими в 1960-е годы предсказал существование бозона Хиггса - гипотетической частицы, обеспечивающей массу всех других элементарных частиц. А летом 2012-го существование этой частицы было экспериментально подтверждено двумя независимыми коллективами ученых на Большом адронном коллайдере (БАК), после чего полученные ими данные были несколько раз подтверждены.
Не только Хиггс
Если на этой неделе Хиггсу действительно позвонили из Стокгольма, чтобы сообщить о присуждении Нобелевской премии, то 84-летнего профессора на пенсии это вряд ли удивило. Ко всеобщему признанию он давно привык. Достаточно хотя бы вспомнить бурю аплодисментов, которую Хиггс сорвал, посетив семинар в штаб-квартире Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) близ Женевы два года назад, когда сотрудники коллабораций ATLAS и CMS рассказывали об измерении массы загадочного бозона.
"Не могу себе представить, что награда не достанется Питеру Хиггсу", - поделился с газетой Guardian Дэвид Пендлбури из компании Thomson Reuters, чья работа заключается в составлении списков возможных лауреатов премии для сайта ScienceWatch.com. Однако в действительности все не так просто, как может показаться со стороны. Ведь одно дело - теоретическое предсказание, а другое - эмпирическое открытие. И в случае бозона Хиггса разница колоссальная.
"Поскольку вокруг бозона Хиггса было много шума, создалась впечатление, что это открытие всех времен, - рассказал РИА Новости британский физик российского происхождения Андрей Гейм, получивший Нобелевскую премию по физике в 2010 году за открытие нового углеродного материала - графена. - На мой взгляд, взгляд физика из другой области, нет стопроцентной гарантии, что Нобелевский комитет пойдет по легкому пути и присудит премию за подтверждение Стандартной модели".
Правило трех лауреатов
Поясним, что помимо Хиггса в создании модели, предсказывающей существование бозона, участвовали многие исследователи, и первенство публикации принадлежит отнюдь не британцу, а бельгийцу Франсуа Энглеру, который совместно со своим учителем Робертом Браутом из Корнельского университета изучал векторные бозоны в начале 1960-х годов. Можно также назвать работы Джеральда Гуральника, Карла Хейгена и Тома Киббла, выполненные на ту же тему и в тот же период - их игнорировать никак нельзя.
А теперь вспомним, что Нобелевскую премию не вручают более трем кандидатам одновременно, и что кто-то среди них по традиции обязательно должен быть практиком. Если так, то награждать следует и ученых из ЦЕРН. Тогда какую из коллабораций, "взвешивавших" Хиггса? Обе? Или может быть всю организацию целиком?
С другой стороны, по словам Гейма, если Нобелевский комитет решил "повесить медаль", например, на астрофизиков, то ситуация будет "не такой жутко сложной". Там можно наградить таких выдающихся первопроходцев, как Майкл Мэйор и Дидье Келоз, которые в 1995-м году впервые обнаружили планету за пределами Солнечной системы. А затем еще несколько десятков таких небесных тел. Вот и может получиться, что авторы "открытия века" - бозона Хиггса - останутся без своего вполне заслуженного "нобеля". Не очень-то справедливо. Зачем, спрашивается, вообще тогда этот "конкурс красоты" в виде премий, пусть даже самых престижных?