Денис Храмов, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ
Кроме того, по итогам рассмотрения вопроса на заседании комиссии при президенте РФ по ТЭК министерству поручили доработать проект - предусмотреть помимо ликвидационного фонда дополнительные механизмы гарантирования ликвидации месторождений.
- Для чего необходим ликвидационный фонд?
- Единственная цель ликвидационного фонда - накопление денежных средств компаний к моменту, когда месторождения необходимо будет выводить из эксплуатации. Мы предупреждаем возможную ситуацию, когда разработка месторождения становится нерентабельной, недропользователь может заявить, что у него нет денег на ликвидацию последствий разработки месторождений. В результате государству пришлось бы брать расходы на себя, как в случаях с ликвидацией угольных шахт в Кемеровской области.
Конечно, добывающие компании бывают разные. Но то, что такая ситуация возможна на практике, мы наблюдаем на примере кемеровских или ростовских шахт, которые уже давным-давно подлежат ликвидации. А недропользователей, которые их эксплуатировали и на которых лежит предусмотренная законом обязанность все за собой убрать, уже нет. Они либо ликвидированы, либо разорились. Чтобы избежать такой ситуации для новых месторождений, мы и хотим ввести институт ликвидационного фонда.
- Фонд должен быть открыт еще до начала разработки месторождений?
- Да, предполагается именно такой вариант. Ведь недропользователь разрабатывает месторождение в соответствии с техническим проектом. В этом документе прописаны эксплуатационные характеристики: каковы запасы данного месторождения, сколько лет оно будет эксплуатироваться и в каких объемах будет идти добыча. Соответствующим образом рассчитывается определенный процент от ежегодной выручки, исходя из общих затрат на ликвидацию последствий загрязнения. Эти средства будут подсчитаны и отражены в техническом проекте. И этот объем средств планируется распределить разными долями на весь срок эксплуатации месторождения.
То есть таким образом, чтобы в "тучные" годы откладывать по чуть-чуть, но всю необходимую, зафиксированную в документе сумму, накопить к концу эксплуатации месторождения.
Как вы понимаете, это будет делаться поэтапно, чтобы уменьшить нагрузку на предприятие. Именно в те моменты, когда для него и для экономики проекта наименее обременительно.
- Где будут храниться средства ликвидационного фонда?
- Для того чтобы эти средства потом можно было использовать, необходимо, чтобы они хранились на специальных счетах в надежных банках. Для минимизации возможных рисков и установления исключительно целевого расходования средств мы учли существующую международную практику создания таких фондов. Обычно средства хранятся на счетах надежных кредитных учреждений, в виде аккредитивов или депозитных вкладов, на которые начисляются проценты. Соответственно к таким кредитным учреждениям предъявляются требования определенной надежности, при обязательном наличии у них международного кредитного рейтинга. В нашей стране под эти требования могли бы подойти государственные кредитные учреждения. Например, банки, отвечающие требованиям по надежности и рейтингу Банка России, предъявляемым к поручителям по кредитам Банка России. К примеру, этим требованиям может соответствовать Сбербанк, ВТБ, ВЭБ.
- В каких странах уже существуют подобные ликвидационные фонды?
- Эти фонды впервые появились в тех странах, которые первыми начали осваивать серьезные ресурсы капиталоемкими способами и потом столкнулись с необходимостью ликвидации последствий отработки месторождений, "уборки" за собой. Прежде всего это регионы бассейна Северного моря: Норвегия, Великобритания. Большое распространение практика ликвидационных фондов получила в Австралии и США. А также в бывших советских республиках - например, в Казахстане существует очень серьезное положение о ликвидационном фонде. Во всех странах, где идет эксплуатация полезных ископаемых, эти фонды в том или ином виде уже существуют.
- Но ведь и сейчас российское законодательство требует, чтобы нефтегазовые компании после завершения работ оставляли за собой территорию "чистой". На практике, конечно, это соблюдается слабо. Вы считаете, что новые фонды смогут решить эту задачу?
- Этот фонд необходимо сформировать с первого дня разработки, с первой тонны добытой нефти, отчисления должны идти в фонд. На действующие месторождения положение нашего ликвидационного фонда распространяться не будет. Предлагаемый механизм будет применим только к новым объектам. Поэтому для новых месторождений проблема будет закрыта. Для старых она, конечно, останется.
- А что будет происходить с уже действующими месторождениями? Будут ли применяться другие меры воздействия на компании-недропользователи?
- Разумеется, да. У нас и сейчас существуют предусмотренные законодательством меры воздействия. Отработанные участки недропользователь должен будет убирать самостоятельно, опираясь на положение действующего законодательства. Там, где хозяина нет, а очевидный вред окружающей среде нанесен, накопить и перераспределить финансовые средства с одного проекта и перекинуть их на другой мы не можем. В этом случае будем действовать иначе. Для этого есть действующие механизмы государственного участия, финансирования и ликвидации накопленного ущерба, решения социальных проблем. Эти механизмы будут работать и дальше.
- Сколько необходимо компаниям затратить средств, чтобы "провести уборку" на отработанном месторождении?
- Подсчитано, что компании для этого потребуется от 10 до 20% от всех капитальных расходов на проект.
- Предполагается, что деньги ликвидационных фондов должны храниться на специальных депозитных счетах в банке. Есть возможность инвестирования этих средств?
- Это еще вопрос. Лежать мертвым грузом они точно не будут. Потому что на них может начисляться процент. Недропользователь будет иметь право либо изымать этот процент, либо оставлять его на счете. В последнем случае размер прямых отчислений в ликвидационный фонд будет существенно меньше.
Конечно, процент по ликвидационному депозиту не может быть такой же большой, как если бы эти деньги были в обороте, но это неминуемая плата за надежность. Это та плата, которую взимает государство за то, чтобы мы получили после отработки карьера не пустыню, а нормальную территорию.
Предполагается, что государственные банки или институты, которые будут хранить эти средства, могут их как-то разумно инвестировать. Могу с уверенностью сказать одно - политика инвестирования уполномоченными банками этих средств будет консервативной, поэтому и рассчитывать на высокий процент, который банки будут платить за пользование этими средствами, не стоит.
В то же время компании этими средствами распоряжаться не смогут. По крайней мере основным "телом" этих средств. Потому что если бы у них появилась такая возможность, то смысл создания ликвидационного фонда утрачивается.
- Как можно будет проверить, использованы ли деньги фонда целевым образом?
- Эти средства будут высвобождаться только при наличии технического проекта на ликвидацию, согласованного в установленном порядке. Следующий алгоритм действий: утверждение технического проекта - перевод необходимого количества средств недропользователю - акт выполненных работ - возврат компании остатков.
- Как бизнес отреагировал на законопроект?
- Конечно, осторожно. Прекрасно понимая, что в любом случае предполагаются новые дополнительные расходы, которые, так или иначе, ухудшают экономику проекта. Но некоторые компании по большому счету лукавят. Ведь если, по их расчетам, сейчас идет снижение финансово-экономических показателей бизнес-проекта, вследствие необходимости пополнения ликвидационного фонда, это означает, что они расходы на ликвидацию в необходимом объеме изначально не учитывали. Получается, что разработка месторождений должна осуществляться по принципу, кто первый умрет: ишак или падишах. Иначе, как объяснить такое отношение к объекту?
Но многие все-таки отнеслись к новому законопроекту достаточно спокойно. Социально ориентированные компании понимают, что они и так резервируют средства, для них мы предусмотрели более гибкую политику. Все компании, с кем мы общаемся, признавали необходимость и важность решения этой проблемы.
- Бизнес не предлагал свой, альтернативный вариант решения проблемы?
- Компании предлагали рассмотреть возможность страхования. Но этот вариант здесь не уместен, так как предполагается наступление страхового случая, то есть каких-то событий, которые неизвестно, наступят или нет. В нашем же случае очевидно, что через 10, 20, 30, 40 или 50 лет это событие точно наступит, месторождение будет отработано и нужно нести ответственность за наведение порядка на использованной территории. Какое же это страхование? К тому же страхование дорогое удовольствие. Ведь необходимо закладывать премию страховой компании, расходы на аппарат и т. п. Это потребует дополнительно 30-40% расходов.
Бизнес предлагает и другие механизмы как альтернативу ликвидационному фонду. Например, банковская гарантия. Или гарантия материнской компании в пользу своей "дочки". На мой взгляд, банковская гарантия тоже затратный вариант. Если все время держать подтвержденной банковскую гарантию на счету, то это очень серьезно утяжеляет экономику компании. Мы сейчас анализируем, насколько банковская гарантия подходит в качестве экономического механизма, альтернативы накоплению средств ликвидационного фонда, как это будет влиять на показатели проекта. Если и то и другое достигает нужных целей, мы не будем возражать. Не все ли равно, кто будет финансировать работу по ликвидации. Главное, чтобы эта работа была профинансирована и выполнена. Поэтому я полагаю, что такие механизмы вполне допустимы, мы пока делаем расчеты по каждому из возможных вариантов.
- Я правильно поняла: компания может самостоятельно, без вашей рекомендации, выбрать наиболее подходящий для себя вариант: либо банковскую гарантию, либо ликвидационный фонд?
- С большей степенью вероятности. Может быть, это будет специально прописано в законопроекте. Я не вижу в этом сложностей. Если компания представит банковскую гарантию такого же надежного первоклассного банка, который даже в случае банкротства профинансирует ликвидационные работы, буду только рад. Задача уборки территории будет выполнена. Именно этого и добивается минприроды.