Здесь основными драйверами выступают крупные компании, которые серьезно экономят свои ресурсы на отказе от бумаги, они стимулируют своих контрагентов на переход к юридически значимому электронному документообороту. К такому выводу пришли участники "круглого стола", посвященного использованию ТКС в работе компаний на Ассамблее налоговых консультантов в Санкт-Петербурге.
"У нас есть пример нашего клиента - компании Komatsu, который ведет жесткую политику принудительного вовлечения в электронный документооборот своих контрагентов. Участие в любых тендерах, поставки товаров возможны только в том случае, если обмен документами происходит в электронном виде. В итоге 80-90% своих контрагентов они подтягивают на электронный документооборот", - говорит Василий Зудин, заместитель директора компании "Такском".
Создание электронного документооборота между зарубежными и российскими фирмами - это основная ниша для спецоператоров, которая позволит увеличить число клиентов. Пересылать документы на бумаге в этом случае долго и дорого, поэтому многие компании ждут появления удобных технических решений в этой области. "Многие западные компании заинтересованы в электронном документообороте с российскими представительствами, дочками, контрагентами. Сегодня мы работаем над этой задачей, чтобы организации, находящиеся вне России, могли обменяться документами с компаниями в нашей стране", - говорит Зудин.
При этом представители спецоператоров отмечают, что при работе над документооборотом между компаниями следует не забывать о требованиях налоговых органов. "В нашей стране связь электронного документооборота B2B и B2G очень сильная. Потому что компания, которая запускает электронный документооборот с контрагентами, всегда оценивает свои налоговые риски. Налоговая регистрирует и принимает документы, составленные в рамках обмена между компаниями, а значит, весь поток документов должен соответствовать требованиям налоговиков", - поясняет Зудин.
Не за горами новая волна внедрения ЭД - с 1 января 2014 года декларации по НДС будут сдавать только в электронном виде все плательщики этого налога. Руководитель Санкт-Петербургского филиала "Такском" Елена Барвицкая говорит: "Все время активного внедрения электронного документооборота его драйверами являлись ФНС и другие государственные органы. Сегодня представление документов по электронным каналам связи в государственные органы уже стало нормой. ФНС заявляет о том, что в электронном виде отчетность сдает 86% налогоплательщиков. По ТКС принимают 44 документа".
С 1 января количество компаний, которые будут в обязательном порядке сдавать документы в налоговую в электронном виде, увеличится, к ним примкнут плательщики НДС, и не только. "Это касается и тех организаций, которые не являются плательщиками НДС, но в нарушение статьи 21 Налогового кодекса они выставили счет-фактуру по НДС", - рассказала Ольга Думинская, заместитель начальника косвенных налогов Управления по налогообложению ФНС.
У налогоплательщиков вызывает определенные сложности срок начала действия новой нормы. "Первый вопрос, который задают все: сдавать декларацию в электронном виде плательщики обязаны по итогам IV квартала 2013 года или начиная с 1 января 2014 года? С 1 января 2014 года начинается новый налоговый период, значит, декларация в электронном виде будет сдаваться всеми налогоплательщиками по итогам I квартала 2014 года к 20 апреля 2014 года", - поясняет Думинская.
Часть нововведений по НДС начнет действовать с 1 января 2015 года, но готовиться к ним нужно уже сейчас. Особое внимание на новые требования стоит обратить компаниям-посредникам. "В 2014 году лица, не являющиеся плательщиками НДС, но осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основании агентского договора, должны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. В 2015 году эти журналы нужно будет представлять в электронном виде в налоговый орган", - рассказывает Думинская.
С 1 января 2015 года появляется еще одна обязанность - представлять сведения из книг покупок и продаж вместе с электронной декларацией по НДС. "Это означает, что до 20 апреля 2015 года все плательщики НДС должны будут дополнительно к декларации сдать сведения из книги покупок и продаж. Над тем, как это будет выглядеть, налоговая сейчас работает. Возможно, появится дополнительный раздел, в который нужно будет внести эти сведения", - объясняет Думинская.
Право сдавать декларацию по НДС на бумажном носителе осталось только у одной категории налогоплательщиков. "Это неплательщики НДС, которые являются налоговыми агентами. К примеру, неплательщик НДС работает на "упрощенке", но арендует у органов власти помещение либо приобретает у иностранного лица, которое не стоит на учете в налоговых органах, товары, работы или услуги. В этой ситуации неплательщик НДС обязан будет исполнить обязанности налогового агента по НДС. И только в такой ситуации, когда налогоплательщик выполняет функции налогового агента, он может сдать декларацию на бумаге", - поясняет Думинская.
До перехода всех плательщиков НДС на электронный документооборот необходимо решить один проблемный вопрос - получение вычетов по счетам-фактурам, отправленным на стыках налоговых периодов. К примеру, когда счет-фактура 31 марта выставлен продавцом, а покупателем получена 2 апреля. "Плательщики говорят, что нам невыгодно переходить на электронный документооборот, поскольку вы нас лишаете права на вычет по счету-фактуре, датированному 31 марта в первом квартале. В такой ситуации они обязаны применять вычет только во II квартале. ФНС уже подготовлены поправки по внесению изменений в Налоговый кодекс в части определения момента применения вычетов налогоплательщиком", - говорит Думинская. Если изменения будут приняты, у компаний появится право выбирать время применения вычета. По счетам-фактурам, полученным фирмой до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, вычеты могут быть заявлены в истекшем или наступившем налоговом периоде по желанию организации.