07.10.2013 23:41
    Поделиться

    Россия совместно со странами АТЭС создает инвестиционные платформы

    Сегодня, 8 октября, на Бали завершил работу XXI саммит АТЭС. Судя по повестке дня, страны Азиатско-тихоокеанского региона так же озабочены кризисными явлениями и финансовой нестабильностью, как и наши западные партнеры. Выбранные ими подходы к источникам роста дают России возможность побороться за многомиллиардные инвестиции в отечественную инфраструктуру.

    Ни одна, пожалуй, международная экономическая встреча, вне зависимости от места проведения, не проходит без подробного разговора о растущем влиянии азиатских государств. Количественные показатели их экономик наглядно демонстрируют, почему это происходит. Так, на страны-участницы АТЭС приходится уже больше половины мирового ВВП. Предполагается, что к 2030 году здесь будут проживать примерно две трети представителей среднего класса.

    Однако сегодня даже самые динамичные из экономик нуждаются в дополнительных стимулах для продолжения роста. Если мы взглянем на экономические приоритеты АТЭС, то легко убедимся, что деловые круги АТР во многом солидарны с "большой двадцаткой". Среди главных приоритетов - либерализация торговли и инвестиций, устойчивое развитие, привлечение иностранных вложений, инвестиции в инфраструктуру и конечно же расширение практики государственно-частного партнерства.

    Между тем у азиатских государств есть весомые преимущества для реализации подобных планов на практике. Прежде всего речь идет о динамике роста, которую демонстрируют страны АТР. Действительно, показатели увеличения ВВП на этих территориях ощутимо ниже, чем мы наблюдали у них же недавно, но в большинстве случаев индексы превосходят показатели европейских стран и США. А это, в свою очередь, уже означает повышенное внимание инвесторов.

    Но такое конкурентное преимущество - не повод расслабляться. Напротив, нужно оперативно и гибко встраиваться в новую, посткризисную систему взаимоотношений, предлагать максимально привлекательные инвестиционные условия и форматы взаимодействия.

    В рамках АТЭС действует Деловой консультативный совет (ДКС) - структура, схожая по целям и функциям с "Бизнес-двадцаткой", работающей в рамках G20. И так же как их коллеги из "двадцатки" ДКС имеет возможность предложить лидерам стран свое видение ситуации: как решить накопленные проблемы, используя свои сильные стороны.

    В очередном докладе, представленном лидерам экономик, Деловой совет признает, что, несмотря на некоторое улучшение условий, волатильность рынков в АТР еще достаточно высока. При этом представители бизнес-кругов ставят сложную задачу - сделать АТЭС двигателем глобального роста, повысив устойчивость и открытость своих экономик.

    Документ, подготовленный в том числе и с участием российских бизнесменов, призывает азиатско-тихоокеанские страны ставить более амбициозные задачи по развитию торговли, инвестиций и услуг. Сейчас нам нужно показать действительно хорошую хватку, чтобы завоевать авторитет на мировых рынках капитала. В экономиках АТЭС инвестиции востребованы, наверное, как нигде более, и в первую очередь следует говорить об инвестициях в инфраструктуру.

    Возможности по инвестициям у наших партнеров по АТЭС крайне схожи с российскими. Масштабные инфраструктурные начинания, в которых все мы нуждаемся, нельзя профинансировать только за государственный счет. А для того чтобы привлечь частные средства, необходимо развивать практики государственно-частного партнерства и грамотно структурировать проекты.

    В прошлом году ДКС предложил создать Азиатско-Тихоокеанский финансовый форум - региональную платформу, на которой мы рассчитываем развивать сотрудничество с регуляторами, чиновниками, финансовыми институтами. На этой площадке также можно разрабатывать стандарты и инструменты, помогающие развитию региональных финансовых рынков.

    Примечательно, что одной из рекомендаций целевой группы "Инвестиции и инфраструктура" в рамках российского председательства в G20 стало создание специального Центра компетенций в Москве, который помог бы объединять лучшие мировые практики при подготовке пилотных проектов в области инфраструктуры. Приятно наблюдать, что подобные инициативы перенимаются нашими азиатскими коллегами, с которыми нам будет очень приятно сотрудничать. Так, аналогичную структуру было решено создать в Индонезии, ее основной задачей станет стимулирование роста инвестиций, прежде всего частных, в инфраструктуру за счет подготовки эффективных, интересных инвесторам и выгодных для всех участников проектов.

    Россия, со своей стороны, готова активно участвовать в этом процессе, в том числе и в развитии уже существующих двусторонних договоренностей. Совместно с Японским банком международного сотрудничества РФПИ создал российско-японскую инвестиционную платформу, нацеленную не только на расширение торговли и инвестиций, но и на обмен технологиями и опытом. Наши приоритеты для вложения средств - это все то, в чем сегодня одинаково остро нуждаются потребители и экономика: инфраструктура, высокотехнологичное здравоохранение, эффективная городская среда.

    Крупным партнером РФПИ также стал суверенный Фонд КНР - Китайская инвестиционная корпорация (CIC), с которой мы учредили совместный фонд прямых инвестиций. И уже первую сделку нашей общей структуры можно считать показательной: около 200 млн долларов вложено в акции Russia Forest Products, второй по размеру лесопромышленной компании России.

    Данные средства направляются на ту самую диверсификацию экономики, за счет которой правительство рассчитывает снижать зависимость РФ от сырьевых рынков. Наше сотрудничество с этой компанией не ограничится первым этапом, мы будем и дальше участвовать в проекте.

    Поделиться