В двадцать лет, в 1944 году, командир взвода Юрий Бондарев после второго ранения был направлен в Чкаловское артиллерийское училище, где учился до последних дней войны. Потом поступил в Литературный институт им. Горького, где его руководителем стал писатель Константин Паустовский. Военная тема навсегда поселилась в творчестве Бондарева, романы "Горячий снег" и "Батальоны просят огня" - это все о ней, о войне. В первую очередь, о Сталинградской битве, непосредственным участником которой был писатель.
На церемонии присутствовали министр культуры Владимир Мединский, советник по культуре президента Владимир Толстой и директор Большого театра Владимир Урин.
Владимир Мединский назвал Юрия Бондарева одним из символов советской литературы, признавшись, что впервые прочитал его роман в десять лет.
Говоря о нынешних финалистах, Владимир Толстой заметил, что пишут сегодня все очень хорошо, ровно, не к чему подкопаться. Член жюри литературный критик Лев Анненский продолжил: люди настолько хорошо выучились писать, что трудно объяснить, почему одно произведение лучше другого. Он же заметил, что сейчас легко издать книгу, но очень трудно прозвучать. Главное же - литература не умерла, хотя ей это много раз предрекали.
Победителем в номинации XXI век стал Евгений Водолазкин с романом о средневековом врачевателе Арсении "Лавр". Автор напомнил, что посвятил свою книгу жене Татьяне - главному критику и редактору.
В номинации Детство. Отрочество. Юность победителем стал Юрий Нечипоренко с книгой "Смеяться и свистеть".
Юрий Васильевич, в последние годы мы нечасто слышим о вас: чем вы сейчас занимаетесь, что пишете?
Юрий Бондарев: Если писатель прекращает писать, то он в сущности прекращает жить. Воспроизведение той действительности, в которой он живет - это и есть бытие. Конечно, я пишу. Я давно не выпускал романов, последний выходил в 2004 году. - "Без милосердия". А после - вышло несколько книг под названием "Мгновения".
В них - короткие наблюдения о жизни?
Юрий Бондарев: Это философские миниатюры, записи о жизни. "Жизнь есть мгновение, мгновение есть жизнь" - такой эпиграф для них. Я уделяю этому жанру очень большое внимание. Я все время занят мгновениями, даже отложил новый роман, который начал писать несколько лет назад. Подобными "мгновениями" занимались все писатели.
Вы работаете по старинке, пишете ручкой, или освоили компьютер?
Юрий Бондарев: Я пишу только от руки. По-другому не люблю и не умею. Мне нравится работать за столом, наедине с самим собой. Мне интересно работать над словом, над фразой, эпитетом, глаголом. Я очень люблю эту нелегкую работу. Ведь писать книги - это именно работа и очень непростая. Писателю ничего не льется свыше. В литературе все добывается трудом.
Захар Прилепин как-то назвал вас "автором нескольких воистину великих романов о войне". А вы следите за современной прозой?
Юрий Бондарев: Я читаю не только современную русскую литературу, но и много переводной. Писатель очень много теряет, когда перестает следить за литературным процессом. Он словно уходит из своей сферы обитания. Поэтому меня очень интересует то, что пишет сейчас молодежь. Хоть она и не так часто радует. Но об этом я говорить не хочу, и не хочу называть имен.
Планируете посмотреть новый фильм Федора Бондарчука "Сталинград", нет ли у вас предвзятого отношения к нему?
Юрий Бондарев: В кино я не пойду, здоровье не позволяет. Но фильм посмотрю обязательно - мне интересно все, что сделано о Сталинграде, особенно молодыми авторами.
Между тем
На днях в издательстве "Книжный клуб 36’6" вышел двухтомник избранных произведений Юрия Бондарева, приуроченный к 70-летию Сталинградской битвы и в канун 90-летия Юрия Бондарева, которое он отметит в 2014 году. В первом томе представлены посвященные Сталинградской битве роман "Горячий снег" и повесть "Батальоны просят огня". Во втором - повесть "Последние залпы" и роман "Берег".