07.10.2013 23:30
    Поделиться

    Торговые центры вытесняют вещевые рынки из регионов

    На вещевые рынки все еще приходится более 46% розничных продаж одежды. Такие данные приводит INFOLine. На мультибрендовые и мультиформатные универмаги приходится только около 20% продаж, а на сетевую розницу - 19%. Однако, по прогнозам экспертов, такая картина вскоре переменится кардинальным образом.

    Любовь россиян к вещевым рынкам не всегда рационально объяснима. Например, цивилизованная розница в нижнем и среднем ценовых сегментах предлагает зачастую гораздо более конкурентные цены. Так, цены на рынках на 15-20% выше цен на аналогичные товарные категории в таких магазинах сетевой розницы в нижнем ценовом сегменте, как Sela, Gloria Jeans, Jennyfer. Тем не менее на вещевые рынки к 2015 году все еще будет приходиться около 35% продаж.

    "Вещевые рынки - это культура потребления, которую мы унаследовали от советских времен, - объясняет вице-президент компании SELA Эдуард Остроброд. - Люди ассоциируют рынки с низкими ценами, даже если это не так. Но меняется поколение, меняется и культура потребления. Все больше торговых центров появляется в регионах, и люди постепенно понимают - зачем идти на рынок и покупать некачественный товар, который сложно примерить, на который никто не может дать гарантию по ценам выше, если можно всей семьей съездить в торговый центр, купить все необходимое в цивилизованных условиях, получить удовольствие от шопинга, потратив при этом те же деньги или даже меньше".

    Однако вещевые рынки остаются зачастую единственным местом покупки одежды в малых населенных пунктах и городах с населением менее 100 тыс. человек. Снижение доли рынков происходит преимущественно за счет развития сетевой розницы в средних и крупных городах в регионах.

    Мультибренды и мультиформатные универмаги на втором месте по популярности у российских женщин - на них приходится 20,3%. Отчасти это связано с наследованием советской модели потребления, когда универмаг был главным местом совершения покупок. Во многих городах и сегодня в зданиях этих советских ЦУМов и торговых комплексов располагаются игроки в нижнем ценовом сегменте, по ассортименту мало отличающиеся от находящихся неподалеку вещевых рынков. При этом активно развиваются гипермаркеты, предлагающие в своем ассортименте различные категории текстиля, в том числе и готовую женскую одежду. Такие гипермаркеты, как Ашан или Metro Cash&Carry, ведут экспансию в глубь страны, также отвоевывая у вещевых рынков часть аудитории в нижнем ценовом сегменте.

    Изначально ограниченный объем спроса в регионах на женскую одежду в верхнем ценовом сегменте делает мультибренды фактически единственным каналом сбыта подобных марок. Такой формат позволяет снизить риски, возникающие при работе с одним брендом, а также сформировать предложение, удовлетворяющее различным функциональным и стилевым запросам аудитории. Города, где потребители отдают наибольшее предпочтение мультибрендам, - Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Пермь, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар.

    Кроме того, намечается тенденция появления деревень-аутлетов, предлагающих с большими скидками коллекции прошлых сезонов известных брендов, позиционионирующихся в среднем и верхнем ценовых сегментах. Однако бума ожидать не стоит. По прогнозам, доля магазинов такого типа в дальнейшем не превысит 3-4%. "Необычные форматы, такие как retail-park, outlet-centre, являются "экзотикой" для российского рынка, - уверена директор по исследованиям и аналитике Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько. - Такие проекты возникают, но они единичны".

    Согласно прогнозу INFOLine, постепенное развитие сетевой розницы и выход глобальных и российских операторов на новые региональные рынки приведет к увеличению доли этого канала сбыта до 28% к 2015 году. "Сетевая розница предлагает хорошее качество и дизайн по доступной цене, - говорит гендиректор INFOLine Иван Федяков. - Вместе с высокой узнаваемостью марок и международными стандартами работы розничных магазинов это приведет к тому, что в итоге именно она и станет доминирующим цивилизованным каналом сбыта. Уже сегодня такая ситуация характерна для Москвы, а в дальнейшем будет наблюдаться в таких городах, как Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи. За последние 10 лет построено более двух тысяч современных торговых центров и торгово-развлекательных комплексов с совокупной торговой площадью более 30 млн кв. м. Сегодня созданы условия для открытия магазинов".

    Совокупный стоимостной объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2012 году, по данным аналитиков INFOLine, составил более $50 млрд. А согласно прогнозам по итогам 2013 года этот показатель превысит $57 млрд. "Не вызывает сомнения, что будущее fashion-ретейла в России связано в первую очередь с региональным развитием сетевых игроков, - уверен Иван Федяков. - Причем, если основные розничные сети FMCG уже достигли определенных пределов развития и вынуждены открывать магазины в регионах с населением от 100 тысяч человек, то у подавляющего большинства сетей fashion-ретейла еще есть возможности выхода в более крупные города. Сегодня пока еще немного сетей, насчитывающих несколько сотен магазинов. Учитывая расслоение населения по уровню дохода, в основном развивающиеся в регионах игроки будут конкурировать с открытыми вещевыми рынками и контрафактным товаром в нижнем и среднем ценовых сегментах. Для других региональных покупателей все большее значение приобретают альтернативные форматы торговли, в частности, онлайн-торговля, показывающая значительную динамику".

    ОПРОС "РГ"
    Поделиться