Российские телекоммуникационные компании продолжают демонстрировать стабильные темпы роста финансовых показателей и повышение рентабельности на фоне роста доходов от передачи данных по мере развертывания сетей 3G/4G. Общее число абонентов по-прежнему растет минимальными темпами на фоне высокой степени проникновения услуг сотовой связи в России: по состоянию на II кв. 2013 г. уровень проникновения достиг 150%. По мнению аналитиков, завершился период, когда увеличение числа абонентов было основным драйвером роста выручки. Понимая это, операторы с 2011 г. ограничили конкурентную борьбу, сократили расходы на привлечение и выплаты дилерских комиссий и сосредоточились на работе с уже имеющимися абонентами.
"В России, в отличие от Европы, только начинается фаза активного роста за счет больших доходов от одного абонента, а значит, имеется заметный потенциал для наращивания ARPU (средняя выручка на одного пользователя) и подтягивания его к европейскому уровню, - отметили аналитики Промсвязьбанка. - В последнее время европейские операторы испытывают слабый рост выручки. После финансового кризиса 2008 года индустрия находится в стагнации: стабильно снижается выручка от телефонной связи (как мобильной, так и стационарной), но доходы от нетрадиционных услуг (платное ТВ, мобильная передача данных, ШПД) пока компенсируют это снижение. Здесь тенденция идентична происходящему на российском рынке".
"Российский телекоммуникационный рынок - наиболее быстро развивающийся в Европе. В то время как рынки большинства западноевропейских стран стагнируют или испытывают рецессию, отечественный рынок показывает устойчивый рост около 4% в год. Помимо периодических слияний и поглощений в стране наблюдается устойчивый спрос со стороны бизнеса и государства на телекоммуникационные проекты самого разного масштаба, подразумевающие как строительство новой ИТ-инфраструктуры, так и более эффективное использование сервисов на базе имеющейся. При этом многие заказчики уделяют особое внимание безопасности передачи данных", - отметил директор департамента стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ Павел Паплински.
По данным Orange, наиболее заметный ежегодный прирост показывают услуги Ethernet (пакетная технология передачи данных) (+26%) и IPVPN (+16%), которые являются базовыми телекоммуникационными сервисами, необходимыми для создания всех остальных элементов инфраструктуры. "Организация защищенной VPN-сети позволяет заказчику обезопасить и централизовать свою информацию, несмотря на географическую распределенность офисов, часть которых может быть расположена за рубежом или в удаленных регионах России, - добавил эксперт. - В области корпоративной спутниковой связи мы не наблюдаем значительных изменений, но количество терминалов продолжает прирастать высокими темпами. Основным драйвером прошедшего года стало стремление клиентов увеличить пропускную способность существующих подключений в связи с ростом объема трафика".
Развитию телекоммуникационного рынка, по мнению генерального директора компании Sipuni Артемия Мороко, способствует также появление большего числа облачных сервисов, необходимых бизнесу: "Их работа возможна только при развитом скоростном Интернете и большей зоне покрытия. Также большой вклад будут давать услуги добавленной стоимости, предоставляемые операторами. Доступность скоростного Интернета на мобильных устройствах позволит перенести на них большую часть работы сотрудников и поддерживать их в информационном поле компании".