По данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (РСПТЛП), за один год участия России в ВТО большинство текстильных подотраслей сократило объемы производства и сбыта, за исключением производства тканей и продукции из синтетического сырья. В этих секторах производство и сбыт выросли (см. диаграмму), что обусловлено не только ростом внутреннего спроса на эту продукцию, но и тем, что синтетическое сырье минимум на 20% дешевле сырья натурального.
До вступления РФ в ВТО средняя ставка ввозной "текстильной" пошлины в РФ превышала 15%. А к концу сентября 2013-го она снизилась до 10%. За счет снижения ввозных пошлин и отмены ряда других ограничений на ввоз текстильных товаров потери госбюджета за 2013 г. оцениваются в $3,4 млн, а в 2017 г. они достигнут почти $140 млн.
Ирина Иванова, глава отдела легкой промышленности департамента лесной и легкой промышленности минпромторга, отметила, что в рамках Евразийской экономической комиссии эти вопросы обсуждаются. Но в главном вопросе - согласованных мерах регулирования текстильного импорта, включающих одновременное снижение ввозных пошлин, - пока преобладает казахстанская позиция, суть которой в дальнейшей либерализации этих мер.
Проявлением последствий этих и других проблем является ситуация в чулочно-носочной подотрасли, как уточнил "РБГ" гендиректор компании "Гамма" (г. Орел) Родион Гапонов, за 2012-2013 гг. из этого сегмента рынка "ушли" до 300 тыс. российских предпринимателей.
Основные рекомендации форума, которые в самое ближайшее время будут направлены в Минпромторг и ФТС России, таковы: регулярно использовать основные механизмы защиты внутреннего рынка, предусмотренные в рамках ВТО, - антидемпинговые процедуры и пошлины, увеличение компенсационных госдотаций предприятиям; обеспечить госсубсидирование (прямое и косвенное) транспортных и энергетических затрат предприятий; ввести льготное налогообложение для реализации программ по самообеспечению текстильным сырьем (хлопок, лен, кожсырье, шерсть).