Такие цифры прозвучали при обсуждении развития транспортных коридоров Восточного полигона на коллегии министерства. На расшивку узких мест Транссиба и БАМа государство предлагает пустить до 260 миллиардов рублей. Речь идет в том числе об основных железнодорожных путях, о проектах по развитию станций и подходов к погранпереходам и портам Дальнего Востока. Из федерального бюджета предусматривается 110 миллиардов рублей, а из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов рублей. И эти средства со временем окупятся, уверены эксперты.
С участием заинтересованных министерств и ведомств в ближайшее время будет рассчитан макроэкономический эффект развития инфраструктуры Восточного полигона, в том числе влияние на рост ВВП, прирост производства, дополнительные налоговые поступления в бюджеты различных уровней. Но уже сейчас можно сказать, что в плановом периоде они существенно превысят вкладываемые средства. Расчеты показывают, что накопленные притоки денежных средств в бюджетную систему при условии реализации проекта превысят 680 миллиардов рублей за горизонт рассмотрения в 30 лет.
Сейчас общая протяженность участков Восточного полигона с дефицитом пропускной способности составила 3,2 тысячи километров.
А через семь лет, если ничего не предпринимать, общая протяженность "узких мест" на полигоне составит 8,1 тысячи километров из-за увеличения объемов грузоперевозок. Речь идет и об обработке грузов, которые идут из портов, и тех, что идут с месторождений. Наибольший дефицит в пропускной способности появится на однопутных участках. Предстоит построить около 500 километров путей, из них 440 километров на западной части БАМа, 22 километра на участке Комсомольск-на-Амуре, модернизировать Дабанский тоннель протяженностью 6,6 километра.
Для того чтобы грузы шли по железной дороге и все эти затраты окупились, минтранс поддержал инициативу Комитета Госдумы по транспорту ограничить перевозку сыпучих грузов, щебня, песка по автодорогам. Речь идет о запрете передвигаться самосвалам, которые везут более 40 тонн грузов. Такую инициативу озвучил глава комитета Евгений Москвичев. По его мнению, тогда большая часть сыпучих грузов вернется на железную дорогу. А для усиления контроля нужно расширить штат Ространснадзора, считает он. Были случаи, когда по автодороге перевозили 106 тонн на одном тягаче, вес, равный двум вагонам, поддержал его Соколов.