09.10.2013 16:05
    Поделиться

    Сергей Лавров: Международное право не имеет системы принуждения

    Последнее резкое осложнение обстановки на Ближнем Востоке остро поставило вопрос о применении норм международного права. Свой взгляд на возникающие правовые проблемы министр иностранных дел Сергей Лавров изложил специально для "Российской газеты" - в интервью члену Президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому.

    Дискуссия о возможности применения силы против Сирии вновь остро ставит вопрос о международном праве. Давайте поговорим об этом. Согласитесь, странное какое-то право: есть обязательства, но практически нет санкций за их нарушение. Я прав?

    Сергей Лавров: Международное право действительно не имеет той системы принуждения к исполнению и наказанию за нарушения, которые характерны для национального права государств. Но эта его черта органично вытекает из принципа суверенного равенства государств.

    Государства равны в своих правах, и поэтому для создания какого-либо контрольного или принуждающего механизма в отношении предпринимаемых ими действий требуется их согласие. После того как человечество испытало ужасы Второй мировой войны, государства пошли на создание такого мощного механизма принуждения к миру, как Совет Безопасности ООН.

    И дали именно этому органу право решать, когда сила в международных отношениях может быть применена в коллективных интересах.

    История международного общения выработала и другой эффективный механизм принуждения к исполнению обязательств государств - принцип взаимности. 

    В области двусторонних договоров этот принцип действует непосредственно: если одна сторона допустила существенное нарушение договора, то другая имеет законное право приостановить или даже прекратить его исполнение.

    Если же речь идет о таком универсальном и основополагающем принципе международного права как неприменение силы, то нельзя не соглашаться с тем, что ситуация вокруг Сирии вновь перевела эту тему в разряд остроактуальных.

    Еще семьдесят лет назад применение силы в международных отношениях было обычным делом: государства лишь искали благовидную причину для оправдания своих действий. После Второй мировой войны ситуация изменилась - теперь легитимно применить силу можно либо в случае осуществления права на самооборону, либо по решению Совета Безопасности ООН. И сам факт, что государства, как правило, не прибегают к применению силы как к одному из средств осуществления своих внешнеполитических интересов, - заслуга современного международного права, принципы которого отражены в Уставе ООН.

    Правда, нельзя не признать, что время от времени некоторые государства пытаются, следуя конъюнктурным интересам, найти исключения из общего принципа запрета на применение силы. А недавно мы услышали вызывающие тревогу заявления относительно допустимости использования военной силы для продвижения собственных интересов в тех или иных регионах.

    Для нас очевидно, что чем больше государство словом или делом подрывает принцип отказа от угрозы силой или ее применения, тем меньше оно само может рассчитывать на его соблюдение другими. Это - опасный путь, ведущий к разрушению фундамента современной международной архитектуры. Ведь ни одно, даже самое сильное, государство не сможет нормально развиваться в обстановке хаоса, который неизбежно возникнет вследствие неограниченного применения силы.

    Полный текст интервью читайте в завтрашнем выпуске "РГ"

    Поделиться