Эксперт: Уральские бизнесмены и политики не умеют одеваться

В Екатеринбурге состоялся мастер-класс по дресс-коду в юридической сфере. Слушателей для первого раза набралось немного, но вопросы на эксперта так и сыпались. Организаторы мероприятия - Центр правовых практик - планируют проведение таких обучающих мероприятий продолжить: расширить аудиторию, привлечь к сотрудничеству визажиста и других специалистов по имиджу.

Об особенностях создания образа делового человека "РГ" рассказала Татьяна Бирюкова - дизайнер, стилист, руководитель творческой мастерской.

Откуда такой интерес к стилю у "белых воротничков"?

Татьяна Бирюкова: Сейчас время такое: надо уметь себя выгодно подать всеми возможными способами, в том числе невербальными. Первые 10 секунд при встрече - это оценка внешнего вида собеседника, дальше подключается речь и логика изложения. При этом первое впечатление, как правило, очень сильное, и его сложно перебороть.

В каких российских компаниях наиболее жесткий дресс-код?

Татьяна Бирюкова: В основном этим отличаются госструктуры, банки и телекомы. Во внутренних стандартах холдингов порой оговорены мельчайшие детали - от высоты каблука до величины сережек. В более мелких компаниях наличие униформы во многом зависит от того, поставило ли перед собой руководство цель сформировать корпоративный дух. Лично я считаю, что жесткий дресс-код ни к чему, если ваш бизнес не отличается масштабами или не требует прямого взаимодействия персонала с клиентами.

Кого из наших политиков и бизнесменов вы бы могли назвать стильным человеком?

Татьяна Бирюкова: Мне очень нравится образ президента - там явно видна работа крепкой команды имиджмейкеров. Из уральских политиков весьма харизматичен Евгений Ройзман: что ни надень - во всем будет выглядеть хорошо. Но индивидуального стиля у него пока нет.

Вообще на людях публичных хотелось бы видеть что-то в меру оригинальное, но в рамках делового стиля - чтобы народ не воспринимал власть как "толпу мужиков в черных пиджаках". Насколько я знаю, многие уральские дизайнеры согласны оказывать региональным випам услуги по созданию имиджа, но массового спроса на них пока нет. Чаще всего за консультациями обращаются те, чья работа связана с межличностными коммуникациями. Обычно прибегают к помощи стилистов люди уже состоявшиеся, а молодежь чаще подбирает одежду интуитивно. Но здесь, конечно, большую роль играет финансовая составляющая.

Понятие моды вообще применимо к деловому стилю?

Татьяна Бирюкова: Деловой стиль базируется на классике и отличается завидным постоянством, но все же и он подвержен модным влияниям. Чаще всего это выражается в аксессуарах: декоре сумки, оправе очков и т. п. Сейчас, к примеру, на пике моды бижутерия, особенно hand made, очки с рисунком или а-ля "роговые очки бабушки".

Можно ли одеться достойно на рынке? Допустим, надо выглядеть солидно, а денег на бренды нет…

Татьяна Бирюкова: Вполне: блузки и рубашки даже в рыночном варианте шьются из хлопка либо вискозы. Лучше остановиться на самом элементарном наборе: черные, темно-синие брюки и жакет, юбка, светлые блузки. В идеале их должно быть пять - на каждый рабочий день. Деловому человеку желательно иметь 4-5 классических костюмов. И хотя бы три раза в неделю стоит полностью менять свою одежду. Но реалии таковы, что у некоторых людей 1-2 комплекта - на все случаи жизни. И надо сильно постараться, чтобы они не потеряли презентабельность от интенсивной носки. Если одежда выглаженная, чистая, то вполне допустимо появляться в одном и том же два дня подряд.

Мужчине я бы рекомендовала приобрести, помимо комплекта рубашек, набор галстуков разного цвета. По сути, это единственное, чем сильная половина человечества может обыграть деловой костюм. Кстати, добиться определенной реакции собеседника с помощью расцветки галстука вполне реально. К примеру, синий цвет располагает к спокойному, взвешенному разговору, красный говорит о том, что вы хотите привлечь к себе внимание и отстоять свое мнение. Не стоит только увлекаться однотонными моделями и вычурными принтами. В идеале галстуки должны быть пошиты из шелковых тканей, никакой синтетики. Шерстяные модели более уместны в стиле casual. Галстук-бабочка или шейный платок - аксессуары скорее для светского раута, чем для деловой встречи. Если, конечно, ваш клиент не из шоу-бизнеса.

Рубашка в полоску, галстук в мелкий горошек, белый воротничок - это уже на грани фола? Ведь считается, что доминировать должно что-то одно.

Татьяна Бирюкова: Есть понятие центра композиции - то, что притягивает взгляд. У мужчины это как раз зона воротничка и галстука. Если она невелика (большую часть груди прикрыл жилет), то контраст только играет на руку. Также очень стильно, по-итальянски, смотрятся монохромные комплекты: костюм, рубашка, галстук, тренч - все темно-синих, темно-серых, черных оттенков.

А вот коричневого цвета бизнесменам лучше избегать: в нем человек воспринимается медлительным, не нацеленным на карьеру. Женщина в коричневом костюме - сразу мымра из известного всем фильма. Если все же используете коричневый, лучше разбавлять его синим, красным - более энергичными цветами. Светлые костюмы на мужчинах допустимы, но только летом и только не в комплекте с белыми туфлями. Деловую обувь лучше выбрать коричневых оттенков.

Каков собирательный образ деловой леди?

Татьяна Бирюкова: Платье-футляр или костюм. Длина юбки - чуть выше колена, до середины колена или до середины икры. Запрета открывать ноги в возрасте "за дцать" нет, главное, чтобы они были красивыми. Мини, макси - ни в коем случае. Блузки лучше использовать светлые, при этом надо помнить, что нет никаких ограничений на ношение того или иного цвета, просто нужно выбирать подходящий именно вам оттенок зеленого, голубого и т. д. Допустим, вы по цветотипу - "лето", значит, вам подойдут менее контрастные, чем для "зимы", расцветки.

Колготки - капроновые, прозрачные. Либо телесного цвета, либо черные, серые, синие приглушенных оттенков. Желательно поддержать образ цветом обуви. Подойдут туфли-лодочки с закрытыми носами и каблуком не более 7 сантиметров. Никаких рисунков или колготок в сеточку, как бы ни хотелось - в деловой атмосфере это неуместно.

Если женщина соблюдает деловой стиль во всем, включая верхнюю одежду, то пальто лучше выбирать черной, серой, песочной гаммы. Сапоги должны быть лаконичной формы, без лишних молний, заклепок, играющих декоративную роль. Женская деловая сумка обычно прямоугольная, размера А4, с жестким каркасом, хорошо держит форму.

Волосы длиной до плеч можно распустить, при этом лицо должно оставаться открытым. То же самое касается обладательниц кудрявых волос. Прямые, длинные пряди лучше собирать в "шишку". В деловом стиле нет места креативу: только классическая укладка и окраска в естественные тона. Прически неправильной геометрической формы, мелирование "цветными перышками" на бизнес-вумен смотрятся комично.

Допустимы ли в деловом стиле трикотажное платье, вязаный кардиган, водолазка с пиджаком?

Татьяна Бирюкова: Зависит опять-таки от жесткости дресс-кода. В принципе, трикотаж вполне уместен на работе, но он должен быть плотный, желательно однотонный или с неброским геометрическим рисунком. По составу лучше брать чистую шерсть, шерсть с хлопком или вискозой. Советую избегать эластичных волокон. Пуловеры и кардиганы приглушенных оттенков в какой-то степени могут заменить классический жакет или пиджак. Просто нужно отдавать себе отчет в том, как вещь смотрится на фигуре - мягких, обвисших форм допускать не стоит.

Насколько отличается имидж делового человека в разных культурах? Например, у нас рубашки с коротким рукавом - не комильфо, а в южных странах в таких ходят даже полицейские и банкиры.

Татьяна Бирюкова: Еще большой вопрос, что хуже - прийти летом на встречу с клиентом в "полной экипировке", но вспотевшим, или одетым не по дресс-коду. Не во всех помещениях и машинах есть кондиционеры. Что точно недопустимо, так это надевать пиджак на рубашку с коротким рукавом - манжеты рубашки должны выглядывать из-под рукава пиджака.

То есть деловой человек все же может себе позволить некоторые вольности в одежде?

Татьяна Бирюкова: Когда он только начинает свою карьеру, лучше придерживаться строгих правил, чтобы воспринимали в профессиональной среде как своего. А вот когда добился успеха, заработал имя, вполне можно позволить себе отступления: клетчатые пиджаки, джинсы, футболки-поло. Разумеется, вещи должны быть качественные и недешевые.

Офисная мода в Екатеринбурге отличается от столичной?

Татьяна Бирюкова: По идее, не должна, но по факту небольшие различия есть. Не могу сказать, что у нас в офисах все одеты плохо. На самом деле уральские женщины стараются выглядеть хорошо, но иногда перебарщивают: надевают все самое лучшее и сразу. У большинства нет четкого понимания, в каком стиле выдержан их повседневный гардероб и как комбинировать элементы разных стилей. Красная помада и цвет волос "яркий блондин" - довольно популярное сочетание.

Хотя надо признать, что сегодня у россиян гораздо больше знаний в области стиля, чем еще 10 лет назад. Но надо совершенствоваться дальше. Я думаю, будет не лишним разработать цикл образовательных мероприятий для офисных сотрудников по специфике делового стиля. Потому что ни в одном вузе этому не научат.