Хотя, может быть по иерархии второе даже важнее первого. С Анджело Бадаламенти, написавшим музыку к фильмам - "Твин Пикс", "Шоссе в никуда", "Дорога на Арлингтон", "Малхолланд Драйв", "Простая история", "Долгая помолвка" и к другим картинам, встретилась обозреватель "РГ".
Почему вы согласились писать музыку к фильму "Сталинград"?
Анджело Бадаламенти: В феврале 2010 мне позвонил Федор Бондарчук и сказал: "Анджело, я восхищаюсь вашей работой, и очень бы хотел, чтобы именно вы стали композитором фильма "Сталинград". Я знаю историю войны и знаю истории битвы под Сталинградом - это была переломная точка Второй мировой. Два миллиона человек было убито: и русских, и немцев. Все эти ужасы и боль… И я ответил Федору: "Скажи мне, что отличит твой фильм от многих? Ведь я не хочу участвовать в просто еще одном фильме о войне. Что будет привнесено такого, что выделит фильм "Сталинград" из числа прочих картин о войне?" Он сказал: "У нас будут и битвы, и баталии, и страдание. Но самое главное - будет много красивых эмоций, нежность и любовь". В результате, все это затронуло меня. И я сказал: "Да!" Потом был обычный рабочий процесс - наши агенты связались, обговорили условия … Но я подумал, что для меня лично это может быть очень важный и интересный проект, потому что, в основном, в мире меня идентифицируют особым образом. Люди говорят: "трагическая красота…", "эмоции…". Но есть особый вид эмоций - нечто красивое, что бьет в сердца людей по-другому. Вот почему именно тот факт, что Бондарчук сказал, о том, что в фильме будут сильные эмоции и любовь, дал мне надежду. Надежду на то, что я смогу применить свой фирменный стиль Анджело Бадаламенти, но при этом у меня будет возможность сочинить нечто более мощное, эпическое с русским национальным колоритом. Пусть там даже присутствуют немецкие танки, но все это будет в моем фирменном стиле.
Как вы сами можете определить, что такое фирменный стиль Анджело Бадаламенти? Насколько я знаю вашу музыку, она чувственная, но эпической ее не назовешь.
Анджело Бадаламенти: С композиторами так бывает. Вначале приходит успех с каким-то стилем или звуком. Мне очень повезло - я создал некий фирменный звук. То есть люди слышат некую музыку, и, даже если она не моя, говорят: "Это похоже на Анджело Бадаламенти". Бертолуччи мне говорил: "Я слышал по радио нечто похожее на тебя, но это был не ты". Однако, при наличии своего фирменного звука, я, как и большинство композиторов, могу сочинить любую музыку. Если мне будет предоставлена такая возможность, конечно. И такие возможности у меня были, к европейским романтическим картинам, например. Комедия "Рождественские каникулы" - это нечто совершенно непохожее на музыку Анджело Бадаламенти. Скажем, к мелодраме "Кузены" с Изабеллой Росселини. Просто можно посмотреть мою фильмографию - там более полусотни разных фильмов. Но важно то, что у меня - классическая школа. И это дало мне возможность написать такую музыку, какую я пишу.
А что вы можете сказать о русской музыкальной школе?
Анджело Бадаламенти: Я всегда был поклонником классических русских композиторов. Очень люблю Игоря Стравинского. И "Жар-птицу", и "Весну священную", и "Петрушку". Люблю Стравинского с детства. Так же, как Прокофьева, Римского-Корсакова, Шостаковича - его Пятую симфонию. Пьесы-фантазии Рахманинова. До сего дня я когда слышу начало Первого Рахманиновского Концерта для фортепиано с оркестром, со мной творится что-то невероятное. Я могу сесть в кресло, и, если бы мое тело было глыбой льда, оно бы растаяло от звуков этой его музыки. Особенно, когда вступают струнные - я просто таю. Я могу это слушать дни напролет, и считаю, что это - одна из самых великих его композиций. Но при этом, как композитор, я могу сочинять самую разную музыку: в арабском стиле, турецком… Или для французских фильмов - как было с картинами Жана Пьера Жене.
Мой отдельный вопрос про сотрудничество с Дэвидом Линчем и фильм "Твин Пикс".
Анджело Бадаламенти: Дэвид Линч это - моя "вторая женитьба". Мы начали с "Синего бархата" в 1986 году. Я кое-что написал тогда для фильма, и это было то, что ему нужно. Так мы познакомились. Сначала он попросил меня поработать с Изабеллой Росселини - научить ее петь для фильма, и написать песню "Тайны любви" - он сам сделал для нее текст. Потом попросил найти певицу. Я нашел Джулию Круз. Ему все это понравилось. Он хотел использовать в работе и Пятую симфонию Шостаковича. Он сказал мне: "Анждело, ты можешь написать что-то в этом стиле, чтобы был некий русский привкус". И я сказал: "Да, я понимаю душу этой музыки". Я сочинил вступительную тему, и понял, что эта русская тема хороша и красива, что в ней сплетены и душа, и сердце, и подходило мне. И с этого начались наши отношения. Дэвид Линч обращается ко мне с каждым проектом. Мы с ним разговариваем. Иногда мы садимся вместе за клавиши, как и в случае с "Твин Пикс". Он мне описывает эмоцию, описывает сцены, например, с Лорой Палмер, как она выходит из леса, деревья раскачиваются, темная ночь... Она подходит ближе к камере… И нам нужна красивая мелодия, которая должна это отразить. И я написал тогда то, что он просил, и эта музыка вошла в сериал "Твин Пикс".
Вернемся к "Сталинграду". Какая музыка в фильмах о войне вам нравится? И, может быть, вы смотрели картины Сергея Бондарчука, посвященные войне?
Анджело Бадаламенти: Как бы мне хотелось посмотреть эти фильмы! Я много слышал о Сергее Бондарчуке, о его картинах, но у меня не было возможности их посмотреть. Обещаю, как только вернусь домой, раздобуду эти DVD.
Про музыку в конкретных военных фильмах не могу сказать. Даже, если бы я обратил на нее внимание, то стер бы из памяти. Потому что моя идея - не опираться на то, что я слышал, а начинать с нуля. Клянусь вам, для "Сталинграда" я сочинил полтора часа музыки - в три раза больше чем для любого другого фильма! Федор мне все время писал е-мейлы, мы постоянно общались. Он не попросил меня изменить ни одну тему, ни одну ноту. Вот такие у нас замечательные сложились отношения!