10.10.2013 13:35
    Поделиться

    В Арктике могут запустить дирижабли

    Комплексное освоение северных территорий России - одна из главных для экономики страны задач. Неслучайно проблемы развития Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны были в центре внимания участников Международной выставки высокотехнологичной техники и вооружения "ВТТВ-Омск-2013". Организаторы форума, в числе которых - государственная корпорация "Ростехнологии", намерены и впредь придерживаться этой специализации.

    Арктическая зона занимает огромную территорию, третья часть которой - девять миллионов квадратных километров - принадлежит России. Там добывается более 80 процентов российского газа, свыше 90 - никеля и кобальта, она обеспечивает формирование 12-15 процентов ВВП и около четверти ее экспорта. И это при том, что большая часть Севера остается неисследованной.

    Полярные "владения" имеют также США, Канада, Дания и Норвегия, которые в последние годы проявляют заметную активность в освоении Арктики. По-этому России крайне важно упрочить здесь свое присутствие.

    - По данным геологической разведки, помимо нефти и газа, эта территория обладает колоссальными запасами свинца, хрома, титана, ниобия, скандия и других редкоземельных металлов, без которых немыслимы новые технологии, - говорит директор Института геологии и минералогии СО РАН Николай Похиленко. - Только разведанные запасы урана таковы, что их хватит на 250-300 лет. Помимо этого, на Севере открыто перспективное месторождение алмазов, абразивные свойства которых вдвое превышают обычные показатели.

    Однако добывать эти сокровища весьма непросто. Отдаленность территории и суровый климат многократно увеличивают расходы на освоение месторождений и доставку грузов. Еще одна проблема - экологическая, которая также существенно "утяжеляет" бюджет освоения Арктики. В условиях холодного климата местные водоемы имеют очень низкую способность к самоочищению, а на восстановление тундры требуются десятки лет.

    Но самое главное, по оценке экспертов, - российские технологии, применяемые на Севере, значительно уступают европейским и американским.

    - Официальные данные говорят, что доля отечественного оборудования, применяемого в нефтяной отрасли, составляет семьдесят процентов. Однако это лукавая статистика, - утверждает профессор Высшей школы экономики Валерий Крюков. - На деле оказывается, что речь идет о задвижках, пробках, гайках, прокладках и крючках. А вот остальные тридцать процентов приходятся на высокотехнологичное оборудование, которое поставляют иностранные государства.

    По словам главы омского Гидрометцентра Сергея Иванова, подавляющее число метеостанций и локаторов, установленных в Арктике, также произведено в Финляндии, Германии и США. Между тем освоение северных территорий немыслимо без новых технологий. Но без консолидации усилий власти, науки и производства эти проблемы не решить. И регионам Сибири здесь отводится особая роль.

    - Совместная работа должна быть направлена на реализацию межрегиональных кластерных инициатив в сфере приоритетных направлений научно-технической и промышленной деятельности, - считает заместитель председателя Совета Федерации РФ Вячеслав Штыров. - Еще одно важное направление - развитие транспортной, промышленной и социальной инфраструктур с обеспечением их безопасной эксплуатации.

    У сибиряков уже есть проекты, вписывающиеся в государственную концепцию освоения Севера. Например, в Омской области приступили к формированию кластера высокотехнологичного машиностроения.

    - Омичи занимают ведущие позиции в реализации комплексной программы "Инновационный транспорт для труднодоступных регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока". За последние четыре года они осуществили 114 технических проектов в этой сфере, - поясняет генеральный директор НП "Сибирское машиностроение" Валерий Жильцов. - В регионе определены основные направления инновационных разработок, есть взаимодействие отраслевой и вузовской науки, создан механизм продвижения продукции.

    В частности, речь идет о производстве транспортных средств на воздушной подушке, а также колесных вездеходов, которые, несмотря на большую грузоподъемность, почти не наносят ущерб природе. В списке проектов сибиряков - мобильные мосты и строительные конструкции на завинчивающихся сваях, которые легко демонтировать после окончания работ. Плюс эффективные радиокомплексы и газотурбинные установки малой мощности. Еще один многообещающий проект - производство дирижаблей.

    По мнению омских инженеров, эти и другие разработки можно запустить в массовое производство при условии федеральной поддержки. И одна из главных задач - сделать так, чтобы бизнесу было выгодно вкладывать средства в освоение Арктики, а Сибирь стала базой для освоения этого огромного пространства.

    - Совет Федерации активно работает в этом направлении, - подчеркнул Вячеслав Штыров. - В условиях дефицита государственных финансовых ресурсов для экономического развития как никогда актуально становится принятие федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ", который позволит создать надежные механизмы привлечения частного капитала. Мы полагаем, что налоги необходимо существенно снижать, а для новых предприятий - вообще отменять. Необходимо также упростить создание особых экономических зон.

    Возможно, эти нормы российские законодатели примут уже нынешней осенью.

    Тем временем

    До конца 2014 года холдинг "Российская электроника", входящий в госкорпорацию "Ростехнологии", создаст в Омской области территориально-производственный кластер. Соответствующее соглашение стороны заключили на "ВТТВ-Омск-2013". Согласно документу, поддержка будет оказана не только высокотехнологичным проектам, но и соцпрограммам. Речь, в частности, идет о формировании фонда арендного жилья, что позволит предприятиям закреплять кадры и привлекать иногородних специалистов. Уже известно, что в кластер войдет три омских, два барнаульских и одно екатеринбургское предприятие. Головным станет Омский научно-исследовательский институт приборостроения. По прогнозам аналитиков, к 2020 году объем реализации продукции холдинга должен вырасти в четыре раза, составив восемь миллиардов долларов.

    Поделиться