Новости

10.10.2013 16:45
Рубрика: Общество

Россияне просят вернуть сочинения по литературе

Дискуссия вокруг того, надо ли возвращать в школу полноценный экзамен по литературе вместо тестов ЕГЭ пошла вширь и вглубь. Напомним, что известный режиссер Карен Шахназаров на заседании Совета по культуре и искусству выступил с предложением вернуть в школу полноценный экзамен по литературе взамен тестов ЕГЭ, а также ввести обязательный курс классической русской литературы во всех высших и средних специальных заведениях страны.

Как выяснили социологи рекрутингового портала Superjob.ru, большинство экономически активных работающих россиян эту инициативу поддерживают. Слушать, как натасканные к ЕГЭ и ГИА дети говорят о Пушкине или Тургеневе "на языке Му-Му", сил у наших сограждан уже нет.

По данным социологов, 49% опрошенных идею Шахназарова поддерживают полностью и двумя руками за то, чтобы в школе снова надо было писать "нормальные" сочинения и сдавать экзамены вместо убогих "эссе" и галочек в квадратиках.

Опрос явно попал в болевую точку: респонденты были как никогда активны в комментариях. Люди очень обеспокоены падением уровня культуры молодого поколения: "…Ф. М. Достоевского от Н. Г. Чернышевского отличить не могут, зато все владеют английским языком... Без великой русской литературы у молодежи нет шансов самоидентифицироваться как народ в этом мире". Многим методистам может служить немым укором то, как обычные граждане, случайным образом попавшие в социологические сети по "репрезентативной выборке", аргументировали свою позицию: "Литература развивает все необходимые навыки общения современного человека: увеличивает словарный запас, учит поведению в обществе, раскрывает истоки российской культуры, показывает, как изменялось общество от века к веку".

В поддержку введения курса классической литературы в заведениях высшего и среднего специального образования высказались 12% россиян. Респонденты с горечью признают, что в век компьютерных технологий мы потеряли титул "самой читающей нации": "Сейчас это уже не поможет привить любовь к литературе, чтению. Но, может, будут что-то знать". А вот к баллам ЕГЭ отношение у них довольно скептическое: "Экзамены уже не стали критерием наличия знаний".

"Если бы еще отменить этот глупый ЕГЭ, или хотя бы сделать его необязательным дополнением к обычным экзаменам с общением с реальным преподавателем (на которого в случае чего можно пожаловаться). Не надо делать из людей обезьян, которые вместо неисправности системы, будут искать, какой блок в системе поменять, совершенно не зная причины ошибок системы", - горячо восклицали опрошенные.

Только за возвращение обязательного экзамена по литературе - без прочих реформ - в школах голосуют 11% опрошенных. Им очень горько, что советская система среднего образования ушла в прошлое, и с водой по сути выплеснули ребенка: "Классические экзамены всегда были сильной стороной советской системы образования…" Но вводить курс классической литературы в вузах считают все же нецелесообразным: "В вузах и так достаточно предметов".

Противников предложения режиссера среди россиян - только 8%. В основном ох пугает то, что дети окажутся перегружены учебой: "…Почему в физмат-классах надо убивать время на дополнительные уроки литературы, физкультуры и т.д.; дайте продохнуть детям!"). Вопрос о введении курса литературы в колледжах, ПУ и вузах они предлагают оставить на усмотрение администрации: "Литературу нужно изучать в общих рамках ознакомления, как и большинство предметов, каждый сам вправе выбирать то, к чему лежит душа...".

Каждый пятый опрошенный затруднился с оценкой инициативы Карена Шахназарова: "…Реалии таковы, что, принимая подобного рода решения, необходимо учитывать современную специфику. А не просто пытаться вырастить поколение, говорящее с нами на одном языке…". Пугает респондентов и то, что преподавание литературы будет сухим и формальным, "для галочки" - "так же как сейчас проходят этику и эстетику".

Опрос показал, что в вопросе о великой русской литературе налицо самый настоящий конфликт поколений. Респонденты старшего возраста в большинстве своем (61%) поддерживают обе части инициативы. А вот молодежь до 24 лет чаще других поддерживает идею введения курса литературы в вузах, колледжах и ПУ (16%), в то время как весь проект получил поддержку лишь  у 29% опрошенных.

Предложение режиссера одобряют и россияне с высшим образованием: каждый второй опрошенный положительно отнесся к проекту в целом. Россияне, имеющие детей, оценили инициативу также более лояльно, чем бездетные граждане (52% против 46%).

Кто был против? Естественно, значительную часть этой группы респондентов составили нынешние студенты, претендующие на роль "митрофанушек". Против проекта чаще всего высказывалась молодежь до 24 лет (16%) и респонденты с неполным высшим образованием (14%).

Но не стоит обвинять молодежь в лени и необразованности. Многие молодые люди просто очень не любят что-то делать в обязательном порядке и из-под палки. И любая, даже на вид вполне благая идея, формально и жестко внедренная "сверху", зачастую вызывает у них протест. Возможно, заключают социологи, он имел место и в этом случае.

Получается, что сами студенты не очень-то озабочены отсутствием предмета "классическая литература". В большей степени обеспокоено старшее поколение. Молодежи явно претит "обязаловка", увеличение нагрузки и формализм, который присущ большинству проектов, внедренных "сверху". Так что красоты стиля Пушкина и драматизм Достоевского, горькие строфы Лермонтова и гражданский пафос Некрасова нуждаются еще и в соответствующей "упаковке", чтобы молодежь их не только выучила, но и осознала и тем более полюбила.

"Конечно, роль литературы и литературы классической сложно переоценить. Особенно для формирования общего культурного фона. Но реалии таковы, что принимая подобного рода решения, необходимо учитывать современную специфику. А не просто пытаться вырастить поколение, говорящее с нами на одном языке. Думаю, во многом этого не будет", - говорили мудрые родители.

Опрос "РГ"
Общество Соцсфера Социология Общество Образование Социология с Екатериной Добрыниной Выскажи мнение
Добавьте RG.RU 
в избранные источники