30 июля прозвучал сигнал к действию: Одинцовская городская прокуратура вынесла Гладышеву представление о необходимости устранить нарушения законодательства о муниципальной службе. Как было указано в документе, глава Одинцовского муниципального района одновременно занимает должность президента автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования "Одинцовский гуманитарный институт" (ОГИ) и, согласно его уставу, решает массу управленческих и финансовых вопросов. Однако это входит в противоречие с федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления и о противодействии коррупции, так как порождает для чиновника пресловутый "конфликт интересов" госуправленца и предпринимателя в одном лице. Чтобы устранить его, Гладышеву пришлось бы выбрать из двух должностей одну: либо главы района, либо президента ОГИ.
ОГИ, из-за которого разгорелся спор, - институт особенный. Создан он был еще в 2004 году по инициативе Александра Гладышева, который, как многие госслужащие высокого ранга, имеет степень доктора юридических наук. Институт занимает сейчас три больших здания площадью 56 тысяч квадратных метров и планирует расширяться. ОГИ позиционирует себя как "крупный образовательный центр, призванный решать комплекс социальных задач" и вуз - кузницу кадров для муниципальной власти, который прививает студентам "любовь к их малой Родине". Видимо, именно эти достоинства, а вовсе не то, что в руководство института входит глава района, а ФИО проректора "учебного заведения нового типа" полностью совпадают с именем-фамилией супруги Гладышева, обеспечили "некоммерческой организации" небывалый коммерческий успех, о котором куда более крупные вузы и не мечтают. Так, именно ОГИ поразительно часто выигрывает тендеры на муниципальные заказы Одинцовского района. В 2012 г. их общая сумма составила почти 230 млн рублей. В основном это были заказы на "инновации" - создание "умной" транспортной системы, модернизация документооборота и т.п. Отдельный заказ на 144 млн - услуги по подготовке управленцев-муниципалов.
Прокуратура сочла, что такое сочетание исполнителя и заказчика в одном лице грубо нарушает сразу несколько положений федерального законодательства, в том числе и антикоррупционного. Однако тут-то и выяснилось, что "третья власть" и власть районная говорят, по сути, на разных языках. Доктор юридических наук представление прокуратуры, где цитировались конкретные статьи законов, проигнорировал. Зато к выборам 8 сентября было приурочено местное мероприятие - референдум, в ходе которого жители должны были ответить на три вопроса. "Да" или "нет" предлагалось сказать идее "бесплатного образования" в ОГИ для всех жителей Одинцовского района, а также создания базы бесплатного лечения в пансионате "Зеленый городок" и муниципальной службы по охране общественного порядка. Естественно, более 90 процентов жителей высказались за, не вникая в существо предложенных новшеств. А институт под руководством главы района в соответствии с программой бесплатного образования обеспечил себе дополнительное финансирование из районного бюджета, который и без этого утверждался с дефицитом в 417,5 млн рублей и дополнительных нагрузок явно не предусматривал. Что обычно бывает дальше? В некий момент такой район объявляет себя банкротом, а областная казна подставляет ему финансово-бюджетный "костыль". При этом неизбежны урезание ключевых социальных программ, рост протестных настроений, отток инвесторов и прочий негатив.
Безотлагательно, как того требовал Закон "О прокуратуре РФ", представление рассмотрено не было. В середине сентября руководство района его отклонило. И, естественно, Александр Гладышев получил представление прокуратуры повторно. Но ответ предсказать несложно.
Отношения районных властей и представителей закона хорошо иллюстрирует картинка с натуры - размещенная в Интернете видеозапись внеочередного заседания Совета депутатов Одинцовского района, где присутствовал и прокурор Радченко. Беседа напоминает диалог глухих или, еще точнее, игру в одни ворота. Ответы не по сути. Долгие препирательства. В сухом остатке после просеивания канцелярской словесной шелухи выходит странная вещь. Такое впечатление, что районному начальнику (напомним, он дипломированный юрист!), главнее всех федеральных законов кажется устав муниципального района, в разработке которого он лично участвовал. А законы - дело второе. "Александр Георгиевич, мне, признаюсь, не совсем понятна формулировка, что моя позиция, изложенная в протесте-представлении, необоснованна. Этого априори быть не может, - с некоторой оторопью говорит прокурор. - Я это взял не из воздуха, я ссылаюсь на нормы закона..." Возникает вопрос: как дальше действовать прокурору? Обращаться в суд и уже там доказывать главенство федеральных законов над районным уставом, который, как заметил Гладышев, был утвержден еще в 90-х? Ситуация на грани абсурда.
Но 90-е годы - по сути, ключевое слово во всей этой странной истории. Во времена "дикого капитализма" и правового беспредела бизнес и местные "хозяйственники" почтения к закону не испытывали. Считалось нормальным монополизировать все вокруг, "пилить" бюджет, проявлять, как выразилась недавно одна газета о ситуации в Одинцовском районе, "достаточно серьезный авторитаризм". Иначе в той власти и на том рынке было просто не выжить. Но сейчас на дворе год 2013-й. Только что избранный губернатор Подмосковья главным в своей политике считает именно прозрачность власти любого уровня, строгое следование закону и финансовую дисциплину. Ряд громких отставок на муниципальном уровне и уголовных дел - достаточно недвусмысленное доказательство серьезности этих намерений. Но, похоже, у некоторых чиновников за долгие годы "села батарейка" внутренних часов: они не поспевают за временем.