Дональд Миллер бесследно исчез в 1986 году, после того как потерял работу. Он бросил жену с двумя маленькими детьми и кучей долгов. Девятнадцать лет от него не было ни слуху ни духу. Миллера признали умершим, а его семья получала социальное пособие "в связи с потерей кормильца". В родной штат мужчина вернулся еще в 2005 году, однако с тех пор даже не подозревал о том, на каком, так сказать, свете находится. И лишь когда 61-летний Дональд Миллер решил восстановить номер социального страхования и водительские права, ему сообщили, что это никак невозможно по причине его "смерти".
Дело о "мертвой душе" закончилось в гоголевском духе. Суд, куда спохватившийся бедолага обратился с иском, отказался признать его живым. Миллер лично присутствовал на заседании, где ему объяснили: по законам штата признание смерти может быть обжаловано в течение трех лет после признания человека умершим. Кроме того, Фемида действовала в интересах "вдовы": если бы Миллера удалось "воскресить", ей пришлось бы вернуть государству кругленькую сумму. Судья Алан Дэвис, который вынес вердикт, и сам чувствовал себя обескураженным и потерянным. "Странная, странная ситуация, - поведал он. - Вроде бы мы все видим: человек сидит в зале и выглядит вполне живым и здоровым. Но он по-прежнему считается покойником, по крайней мере закон не ставит это под сомнение". Как сообщил адвокат "соломенной вдовы", женщина вполне удовлетворена решением суда. Чего не скажешь о Миллере. Как пишут местные СМИ, теперь "живой труп" собирается подавать апелляцию в федеральный суд.
Подобные случаи происходят и в нашей стране. К примеру, в Нижневартовске халатность врачей стала причиной того, что живого мужчину признали мертвым. Доказать, что на самом деле он жив, потерпевшему удалось только через суд. Причем человек узнал, что якобы мертв, через пять лет после собственных похорон. Он пришел в паспортный стол для того, чтобы обменять паспорт, а ему сообщили, что он мертв. И потому паспорт ему не полагается. Мужчина обратился с заявлением в надзорный орган. По результатам рассмотрения заявления Нижневартовский городской суд, согласившись с доводами прокурора, признал жителя города живым и изменил актовую запись о его смерти с требованием выдать мужчине все соответствующие живому человеку документы. Эта история закончилась хорошо.
В другом случае у заявительницы пропала дочь. После пропажи дочери и объявления ее в розыск доблестные полицейские в марте 2004 года предъявили матери фотографию женского трупа на опознание и для проведения анализа ДНК попросили принести фотографию и косметику дочери. Мать очень поразилась "научным достижениям" полицейских, и уже через полтора месяца Надежде Харькиной объявили: согласно судебно-медицинской экспертизе захороненная женщина является ее дочерью. Мать заказала панихиду в церкви и устроила поминки, 28 июня 2004 года получила свидетельство о смерти дочери и оформила пособие на двух несовершеннолетних детей дочери. Через семь месяцев матери выдали свидетельство о смерти, а спустя еще год женщина нашла свою дочь живой и невредимой. И вот уже восемь лет Надежда Харькина пытается доказать, что ее дочь жива. Однако пока безуспешно, так как свидетельство о смерти оказалось сильнее самого факта существования Ирины Харькиной.
Случаются самые настоящие казусы. Заводской районный суд города Орла вынес приговор в отношении 60-летнего жителя Ливенского района Орловской области, который по суду был признан сначала мертвым, а потом живым. После этого мужчина пытался обжаловать решение суда о его воскрешении. Потому что его перед пропажей и признанием мертвым должны были судить. Чтобы избежать ответственности, он скрылся. На протяжении долгого времени его жене и детям судьба отца семейства была неизвестна. В результате он был объявлен в розыск. А потом по решению суда признан умершим. Когда умерший нашелся и жена признала в нем своего мужа, ему тут же был возвращен статус живого через суд.
Доктор юридических наук профессор Александр Харитонов считает, что в российском законодательстве достаточно четко прописано, когда человека можно признать живым. Если вследствие какой-то ошибки человека похоронили, то вернуть его "с того света" достаточно способов. Есть судебно-медицинские экспертизы, которые Иванова признают Ивановым. Не лишними будут свидетельские показания соседей, родственников, знакомых, сослуживцев. В сложных случаях, когда не осталось ни фотографий живого Иванова, ни родственников, ни знакомых, следует потрудиться сотрудникам правоохранительных органов и экспертных организаций. Окончательную точку в определении "воскресшего" человека может поставить только суд.
Подготовил Владимир Полетаев