Документ, подготовленный под началом новой главы Счетной Палаты Татьяной Голиковой направлен в Госдуму.
Всего правительством утверждено 40 из 43 госпрограмм, предусмотренных перечнем. На 1 октября 2013 года не приняты 3 госпрограммы: "Развитие пенсионной системы Российской Федерации", "Обеспечение обороноспособности страны", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".
Финансирование госпрограммы "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" не предусмотрено в законопроекте в связи с упразднением ФСФР России и передачей ее функций Банку России, при этом изменения в перечень госпрограмм не внесены. На это обращает внимание депутатов СП.
Кроме того, акцентируется в документе задача, поставленная Президентом в Бюджетном послании "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" по формированию бюджета на базе государственных программ в полном объеме и на необходимом качественном уровне не реализована.
Цели и показатели госпрограмм не всегда увязаны со стратегическими приоритетами национального развития. СП приводит примеры. Завершение госпрограммы "Энергоэффективность и развитие электроэнергетики" не повлияет на показатель "Потери электроэнергии в электрических сетях, от общего отпуска". Это составит около 9 процентов, что заметно хуже результатов, достигнутых в странах "Группы семи" - 5-7 процентов, говорится в документе СП.
В госпрограмме "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" повышение производительности труда в промышленности к 2018 году по сравнению с уровнем 2011 года составит 1,36 раза, что ниже целевого ориентира по повышению производительности труда в экономике, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в 1,5 раза.
Накануне Голикова говорила журналистам, что особое внимание обратит на экономические параметры проекта бюджета по выполнению задач, обозначенных в майских указах Президента страны.
Вердикт следующий - прогнозируемая на трехлетку динамика показателей, например, характеризующих состояние экономики (производительность труда, инвестиции в основной капитал), изначально содержит риски их недостижения.
Более того, если сопоставить прогнозы правительства РФ и ведущих международных экономических организаций, то позиции России относительно экономически развитых стран по важнейшим макроэкономическим параметрам в ближайшей перспективе качественно не улучшатся.
Их динамика уступает динамике соответствующих показателей ряда развивающихся стран, в том числе некоторых стран СНГ.
В СП также считают, что объемы инвестиций в основной капитал недостаточны для решения поставленных президентом задач по модернизации экономики и ее переводу на инновационный путь развития.
А относительно невысокий рост реальных доходов населения и потребительского кредитования не способен поддержать планируемое увеличение потребительского спроса. Не предусмотрены в этих условиях и меры по более активному сокращению численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
При этом Счетная палата рекомендует правительству определить федеральный орган исполнительной власти, который бы обобщал и систематизировал эффективность использования средств бюджета.
Прогнозные показатели ряда доходов федерального бюджета на 2014-2016 годы также недостаточно обоснованы. "Есть риски непоступления в федеральный бюджет в полном объеме доходов от уплаты налога на прибыль (380,1 миллиард рублей в 2014 году), НДС (2,143 триллиона рублей), в случае изменения параметров ВВП и других макроэкономических показателей", отмечается в документе.
Кроме того, Счетная палата опасается неполучения доходов от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Казахстан и Белоруссию, в размере 71,9 миллиарда рублей в случае неурегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти государствам Таможенного союза.
"Риски непоступления доходов также связаны с возможно более низкими ценами на нефть, нефтепродукты и природный газ по сравнению с предусмотренными в прогнозе, недостижением прогнозируемых объемов ВВП и экспорта товаров", - полагают в Счетной палате.