"Невозможно предсказать изменение цен на акции или облигации в течение следующих нескольких дней или недель. Однако вполне возможно предугадать спектр колебаний цен в течение длительного периода, например от трех до пяти лет, - отметили в Нобелевском комитете. - Именно такими исследованиями занимаются лауреаты премии по экономике в этом году".
Фама в начале 1960-х годов показал, что предсказание цен в краткосрочной перспективе невозможно, а Шиллер в 1980-м году выяснил, что цены акций колеблются в обратной зависимости от корпоративных дивидентов. Хансен же создал статистические методы, использующиеся при прогнозировании цен на акции.
"Лауреаты заложили основание нынешнему пониманию изменения цен на активы, - отметили в Нобелевском комитете. - Частично оно основывается на колебаниях отношения к риску игроков рынка, а частично - на поведенческих предпосылках".
Что ж, предугадать имена лауреатов было едва ли не сложнее, чем спрогнозировать колебания цен на акции, хотя один из них, Фама, фигурировал в списке фаворитов. Что и говорить, Нобелевская премия по экономике - это своего рода аномалия. Как известно, шведский промышленник Альфред Нобель не имеет к ней никакого отношения. В 1969-м году учредил эту награду Банк Швеции, который ежегодно выкладывает за такую рекламу один миллион долларов США. Ровно столько составляет призовой фонд премии.
Получателя круглой суммы выбирают также тайно, как других лауреатов, хотя сама награда официально называется иначе: "Премия Банка Швеции по экономике памяти Альфреда Нобеля". Кроме того, имена гравируются не на лицевой части медали, как в случае "основных" дисциплин, а на гурте - боковой части медали. Чувствуете разницу? - И ученые тоже.
Об этом даже есть анекдот. Марри Гелл-Ман, которому премия по физике досталась в 1969 году, якобы шокировал своего коллегу, случайно упомянув, что при вручении награды присутствовали и лауреаты-экономисты. "Они что, за одним столом с тобой сидели" - недоумевал коллега-профессор. Оно и понятно: для остальных ученых экономисты сродни астрологам. Принимая во внимание такое отношение, неудивительно, что периодически раздаются призывы - например, от шведского экономиста Гуннара Мюрдаля - упразднить премию. О том же просил в свое время и австрийский экономист Фридрих Хайек.
Призеров выбирает комитет из пяти академиков Шведской академии наук, однако достается награда чаще всего американцам (таковых насчитывается уже около 50 человек). Единственным отечественным лауреатом стал в 1975-м году Леонид Канторович, который, впрочем, разделил награду опять же с американцем - Тьяллингом Купмансом.
Несмотря на демонстративную осторожность при выборе лауреатов (или благодаря ей) к настоящему времени Нобелевская премия по экономике действительно стала престижной наградой. Впрочем, в основном это, наверное, заслуга СМИ. Словами канадца Роберта Манделла, получившего премию в 1999-м году, "премия помогает продавать идеи и привлекать внимание общественности", цитирует New York Time. Куда уж откровеннее?