Традиционно стабильными считаются крупные компании с государственным участием. Один из последних опросов, проведенных ВЦИОМ среди работников компаний, которые оказывают услуги населению, выявил девять критериев, характеризующих отношение респондентов к своим работодателям. На первом месте по важности остается "хорошая зарплата". Далее по убыванию идут: "полное и своевременное выполнение компанией своих обязательств"; "благоприятный психологический климат в коллективе"; "стабильность, уверенность в том, что изменений к худшему не случится"; "соблюдение норм безопасности при организации рабочего процесса"; "удобный график и комфортные условия на рабочем месте"; "социальный пакет"; "возможность применить профессиональные знания и навыки" и "эффективность управления, сильный менеджмент". Лучшим работодателем признан Сбербанк России. Его сотрудники дали наивысшую оценку по таким показателям, как стабильность, безопасность, соцгарантии и выполнение компанией своих обязательств. Получивший самый большой балл по критерию "хорошая зарплата" "Аэрофлот" занял в рейтинге работодателей третье место.
По словам директора департамента кадровой политики ОАО "Сбербанк России" Екатерины Родионовой, в зону ответственности компании "входят не только привлекательные условия труда, но и забота о личностном росте и здоровье сотрудников". Она рассказала о том, что банк постоянно совершенствует систему корпоративных льгот, реализует инициативы, направленные на улучшение медицинского обслуживания, в рамках масштабного проекта "Здоровье". Почти половина из общего числа сотрудников (170 тысяч из 245 тысяч) являются участниками корпоративной пенсионной программы. Ежегодно растет число работников, которые заключают договоры добровольного медицинского страхования и страхуются от несчастных случаев и тяжелых заболеваний - в прошлом году эти цифры составляли соответственно 69 тысяч и 238 тысяч человек.
Кроме того, в компании существует множество программ по повышению квалификации, обучению и переобучению персонала. Екатерина Родионова отметила, что выстроена прозрачная и понятная система оценки и развития персонала, а в этом году внедрены новые подходы в управлении персоналом, такие как кросс-функциональный кадровый резерв на ключевые должности, система преемственности, кадровые комиссии, комиссии по талантам, стажировки. "Оправдывать профессиональные ожидания сотрудников - основная задача Сбербанка", - уверена она.
Под этими словами могут подписаться практически все компании - участники опроса ВЦИОМ. К примеру, "Аэрофлот" много внимания уделяет корпоративному обучению летного состава, гарантируя высокую квалификацию пилотов вне зависимости от типа самолета. Также компания заботится о достойном отдыхе для летчиков, предоставляя им дополнительные отпуска и денежные компенсации к ним, и об их здоровье. По словам представителей авиаперевозчика, пилоты и члены их семей обслуживаются в медицинском центре компании и обеспечиваются санаторными и курортными путевками.
РЖД заняли в рейтинге лишь пятое место, но и у них социальная защита сотрудников в приоритете. У железнодорожников хорошо развита система здравоохранения, образования и безопасности, а работа с молодежью уже принесла свои плоды - более 80% выпускников специализированных учебных заведений продолжают учебу в вузах по отраслевым специальностям. По словам президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, эффективность работы сотрудников компани высокая, "главное, не забывать, что невозможно разделить бизнес и социум, и управляем мы не машинами и поездами, а людьми".
О "бизнесе с человеческим лицом", о повышении социальной ответственности работодателей много говорится и на самом высоком уровне. Руководство государства постоянно призывает к необходимости увеличивать производительность труда. Пока по этому показателю мы уступаем развитым странам. Одна из причин такого положения - сохранение неэффективных предприятий, чья деятельность не приносит дохода ни государству, ни работникам. При этом власти предостерегают от бездумной ликвидации предприятий, а настаивают на том, что нужно дать высвобождающимся работникам возможность освоить новые специальности, востребованные на рынке труда. Тем более, как утверждают специалисты, в России грядет дефицит рабочей силы. Причем это касается не только категории разнорабочих, но и профессионалов престижных и высокооплачиваемых специальностей. Нехватку пилотов первого класса уже ощутили авиаперевозчики - по их оценкам, дефицит летчиков составляет тысяча человек.
Чтобы изменить ситуацию, бизнесу необходимо следовать примеру лидеров среди работодателей, тех же участников опроса ВЦИОМ - Сбербанка, "Аэрофлота", РЖД и других - и становиться социально ответственным. Председатель Ленинградской областной организации профсоюза машиностроителей России Виктор Калинин уверен - только внедрение международных стандартов социальной ответственности поможет справиться с кадровым кризисом. "Мы в своей деятельности стремимся к тому, чтобы данная система получила наиболее широкое распространение и была внедрена через систему государственного стандарта", - сказал он. Такой подход поможет повысить престиж рабочих профессий и создать достойные и безопасные условия труда на промышленных предприятиях.
Тем более курс на стабильность в этом направлении берет и правительство РФ, которое, по данным вице-премьера Ольги Голодец, зарезервировало 100 миллиардов рублей для программы "Новая занятость". Средства понадобятся в том случае, "если вдруг экономика будет развиваться не по тому сценарию, который заложен бюджетом". При этом Голодец сообщила, что проблемы с трудоустройством испытывают в основном молодежь без опыта, люди с ограниченными возможностями и женщины с малолетними детьми.
Отчасти сложившаяся ситуация подтверждает тот факт, что россияне держатся за рабочие места, несмотря на невысокие и "серые" зарплаты, а также на отсутствие социальных льгот. С другой стороны, согласно данным ежегодного глобального исследования Kelly Global Workforce Index, 43 % опрошенных россиян сменили работу в текущем году, а из тех, кто только собирается это сделать, большинство обращает внимание не на размер зарплаты, а на бренд и репутацию компании. В этом году впервые работники отметили важным для себя наличие корпоративной культуры - больше половины респондентов. По мнению представителя одного из кадровых агентств Ольги Горюновой, если для молодого специалиста еще важна зарплата, то профессионал ориентирован на карьерный рост, т.е. возможность профессионального развития, что впоследствии приведет его к материальному благополучию. При этом очевидно, что такого результата можно добиться только в компании, для которой слова "социальная ответственность" - не пустой звук.