В исследовании приняли участие 5-6-летние российские дети: 201 мальчик и 200 девочек. Ученые опросили как городских, так и сельских ребятишек (50 на 50). У 42 процентов детей курит как минимум один родитель. 46 процентов сказали, что курит кто-то в доме. Исследователи просили детей в игровой форме сопоставить разные логотипы с товарами, на которых встречаются эти логотипы. Детям были предложены 24 логотипа разных товаров, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, включая 8 табачных брендов.
Каждый второй ребенок распознал минимум один табачный бренд - 50 процентов российских малышей знают, как выглядят определенные марки. Дети из семей, где курят, чаще узнают сигаретные логотипы, чем дети из некурящих домохозяйств. 4 процента детей заявили о том, что и сами будут курить.
"5-6-летние российские дети, не умеющие еще читать, но уже узнающие сигаретные бренды, - это индикатор эффективности антитабачных мер, которые должны быть направлены на их родителей", - говорит председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. - "Пока таких мер не было, а были лишь декларации чиновников о важности борьбы с курением, в России за 10 прошедших лет сигареты стали более доступными по цене, а ограничение на курение в ресторанах и кафе вступит в силу лишь в июне 2014 года".
Слабым утешением является то, что в Китае дела обстоят еще хуже, чем у нас, где 86 процентов детей осведомлены о табачных марках. В Пакистане - 84 процента, в Индии - 76 процентов, в Бразилии - 59 процентов, в Нигерии - 51 процент.
Государственная Дума, между тем, 15 октября рассмотрит во втором и третьем чтении поправки в закон "О рекламе", регулирующие рекламу табака. Табачные компании упорно отстаивают право продвигать свой товар, хотя бы в торговых точках, считая это "информированием о новинках взрослых потребителей, сделавших свой выбор".
Тем временем 4 процента дошкольников уже сделали свой выбор. И с каждым годом к ним присоединяются все новые и новые дети, которые хотели бы закурить.