Однако последние события на внешнеполитической арене и внутри страны заставили забыть об этих амбициях и, похоже, надолго. Люди в Турции не хотят брать на себя роль богоизбранного народа и вести за собой исламский мир. Турки привыкли к спокойствию, светскости и в последнее время к благосостоянию, так что такое бремя им ни к чему.
По словам профессора, сама по себе данная идея может оказаться опасной и разрушительной, став угрозой как для тех, кому ее пытаются насадить, так и для других стран. Об этом профессор часто упоминал и в своих лекциях, которые он читал, в том числе и в Лозаннском университете.
В Турции в 90-е годы существовало нечто похожее на идею исключительности. Тогда правящие круги усиленно пытались убедить турецкий народ и жителей среднеазиатских стран в том, что Турция является лидером тюркского мира, а турецкий язык - главным языком тюркской группы. По мнению нашего собеседника, это тоже своего рода идея избранности. Под идеи пантюркизма подгонялись различные теории, создавались программы по сотрудничеству, торговле и обмену студентами. Делалось все это с претензией на роль старшего брата и лидера. Однако и тогда не прижилось.
В случае же с США идея об исключительности культивировалась с самого создания государства, и многие поколения жили с осознанием собственной избранности, что зачастую приводило к оторванности от реальности. Многие американцы, оказавшись за границей, например где-нибудь на Кубе, не могли понять, почему США так не любят, ведь они искренне верили, что Америка несет лишь добро по всему миру. По мнению нашего собеседника, сегодня уже вряд ли кто-то всерьез воспримет аргумент об избранности какого-либо народа, и подобной риторике не место в современном мире.
Кстати
"Пантюркизм, - писали в 90-е годы прошлого века европейские газеты, - это кровоточащая рана политики и идеологии современной Турции. Его сторонники живут с больным воображением. Всевозрастающая опасность реваншизма и экспансионизма пантюркистов становится все более очевидной и тревожит мировое сообщество. Все больше и больше людей начинают понимать, что пантюркизм - преступление, которое должно быть осуждено всем цивилизованным миром".
Идеология пантюркизма сформировалась во второй половине XIX столетия. Она легла в основу национальной политики младотурок (политического движения в Османской империи). Принципиальный момент: в противовес панисламизму приверженцы пантюркизма обосновывали необходимость разделения светской и духовной властей и развития тюркской нации . Одним из условий успеха на этом пути называлось объединение тюркоязычных народов под крышей единого государства.
Наиболее националистически настроенные адепты младотурок развили доктрину, которая в рамках такого объединения призывала к "ненасильственному отуречиванию" или к ассимиляции всех национальных меньшинств.