В пользу "перехода границы" говорила сама нынешняя научная повестка дня: "Советские нации и национальная политика в 20-е - 50-е годы". В число организаторов был включен и Институт истории Украины национальной академии наук. При том, что и темы прошлых лет спокойными не назовешь (например, в 2012 году в Петербурге участники проекта обсуждали "Жизнь в терроре: социальные аспекты репрессий", а годом раньше в Москве - "Принудительный труд в СССР: экономика, политика, память"), дискуссия вокруг пресловутого "пятого пункта" сулила множество крутых поворотов.
В Киев съехались представители научного сообщества из 16 стран, тематика выступлений которых охватывала самые различные аспекты сталинской национальной политики - от депортаций и ссылок в результате так называемых "национальных операций" до идеологических установок создания "единого советского народа", от языковой политики в СССР до атеистической пропаганды. Парадигма исторический опыт - историческая память - историческая политика применительно к национальному вопросу и стала доминантой конференции.
"Спустя десятилетия после официального осуждения так называемого осуждения культа личности Сталина тема сталинизма продолжает сохранять свою актуальность. Причем не только как объект исторических исследований, но, к сожалению, и как фактор текущей политики. Причина в том, что постсоветские страны ни все вместе, ни каждая в отдельности не смогли до конца преодолеть последствия этого мрачного периода нашей общей истории. Сталинизм по-прежнему востребован как повод для наивных ностальгических воспоминаний и предлог для бесчестных политических спекуляций... наш гражданский долг состоит в том, чтобы донести до новых поколений историческую правду", - сказано в приветствии Владимира Лукина, подчеркнувшего неприемлемость любых попыток разделить постсоветские народы на жертв и палачей - исполнителей преступной сталинской политики.
Хотя тематика конференции была весьма разнообразной, наибольшего накала и непримиримости дискуссия достигла при обсуждении так называемого украинского освободительного движения - ОУН-УПА. (ОУН, действовавшая до 1939 года на территории Восточной Польши, по сути, была "пятой колонной", ратуя за "украинскую государственность", а после пакта Молотова - Риббентропа, когда эти территории были присоединены к Украинской ССР, стала "пятой колонной" уже для советской Украины. Во время Великой Отечественной войны ОУН-УПА воевала на стороне нацистов).
- Мы никак не можем уйти от исторической памяти, находимся в ее плену. Во время бурных дискуссий звучали голоса, что нужно все-таки научиться хотя бы слушать друг друга, чтобы найти выход из войны за историю, столь свойственной постсоветскому пространству. Нужно учиться говорить вместе. Это редкая возможность послушать друг друга, хотя, как показала конференция, услышать друг друга удается не всегда. Нельзя отталкивать новые историографии, деля их на "правильные" и "неправильные". И нельзя впутывать историю в политическую конъюнктуру, - подчеркнул директор Российского архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
Как на грех, пока в здании Национальной академии наук Украины шли баталии ученых, в сессионном зале Верховной рады была развешана символика Украинской повстанческой армии. Баннер с надписью "Слава героям УПА" и красно-черные бандеровские флаги вывесили депутаты из националистической партии "Свобода". Таким образом они решили отметить предстоящую годовщину создания УПА (14 октября) и призвать к участию в шествии в ее честь, которое вчера и состоялось. Депутаты от правящей Партии регионов и компартии Украины в знак протеста решили покинуть зал, лишив парламент кворума. Так заседания конференции неожиданным образом вошли в резонанс с актуальной политикой.
Еще одним камнем преткновения, как и ожидалось, стала тема голода. "Голод 1932-1933 гг. - общая трагедия народов СССР: национально-региональный аспект", "Голод в Кыргызстане: новые материалы, новые подходы", "Коллективизация, голод и национальное развитие Казахстана", - эти доклады, посвященные одной из самых страшных катастроф сталинского периода СССР, научно дезавуировали попытки "приватизировать" этот страшный сюжет, сделав его исключительно украинским. Тем не менее и здесь, увы, как было отмечено на заключительном заседании, "говорить о сближении позиций не приходится". Покинув минное поле исторической науки, автор этих строк в воскресенье прогулялась по Крещатику. На Майдане Незалежности, в нескольких минутах ходьбы от Института истории толпа слушала комментарии экскурсовода-агитатора к только что развернутой здесь фотодокументальной выставке "Сила воли" (второе значение слова "воля" на украинском - "свобода"), посвященной "герою Украины" Степану Бандере. Сближение теории и практики рефлексии по "пятому пункту" оказалось на редкость зримым.