- Вислинский залив обладает очень высоким нереализованным туристическим потенциалом как на польской, так и на российской стороне, - комментирует ситуацию руководитель офиса Варминско-Мазурского воеводства в польском городе Эльблонге Ежи Вчисла. - Обустройство польской части залива лишь в окрестностях Эльблонга позволит создать около двух тысяч рабочих мест, причем не только в судоходстве, но и в сопутствующих отраслях.
Ученые двух стран получили от Евросоюза около одного миллиона евро на научные исследования, направленные на наиболее эффективное использование региона Вислинского залива. Проект стартовал в текущем январе и продлится до конца следующего года.
- Мы должны оценить природные условия, способствующие устойчивому развитию региона Вислинского залива, подготовить обзор существующих портов и гаваней, разработать долгосрочные планы, - делится информацией представитель Морского института в Гданьске Урсула Ковальчик. - Проект призван привлечь в регион залива не только туристов, но и инвесторов.
Сейчас исследования идут полным ходом. Российские ученые, в частности, провели работы по функциональному зонированию прибрежных территорий залива в Калининградской области. Результатом анализа станет единая информационная система, содержащая разноплановую информацию о дорогах, населенных пунктах, строениях, растительности, речной сети, демографических особенностях населения, административном делении земель и так далее.
- Мы планируем к концу следующего года, после регистрации объекта интеллектуальной собственности, выложить систему в свободный доступ, - поясняет руководитель рабочей группы по транспорту Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ имени Канта Иван Гуменюк. - Сейчас определяемся с платформой. В каком-то формате система появится в Интернете, возможно, она будет распространяться на дисках и флешках, возможно, появятся специальные приложения для айфонов и андроидов. Похожую работу ведут наши польские партнеры по проекту.
По словам Ивана Гуменюка, единый информационный ресурс о прибрежных территориях будет полезен и туристам, и муниципальным властям, и ученым, и инвесторам.
- Бизнесмены, к примеру, при выборе земель смогут посмотреть, к какой категории относится тот или иной участок, каковы его географические, природные, экологические особенности, каков демографический состав населения, проживающего на этой земле, - продолжает Иван Гуменюк.
При этом необязательно дожидаться результатов научных исследований, чтобы привлекать туристов и инвесторов в акваторию Вислинского залива, считают эксперты "РГ". Необходимо проводить больше международных регат с хорошими призовыми фондами, разрабатывать новые международные туристические маршруты. Примером может стать возрождение водного маршрута имени польского короля Стефана Батория.
- Маршрут проходит по польским рекам, - рассказывает Ежи Вчисла. - Однако в будущем мы хотели бы включить в этот водный путь калининградские и литовские реки.
Впрочем, есть риск, что от реализации проекта больше выиграет Польша, а не Россия. Водным европейским туристам не нужно получать визу, чтобы посетить польскую часть Вислинского залива, а шенгенские визы есть у многих калининградских яхтсменов. В то же время процедуру выдачи российских виз европейцы считают очень сложной.
- Я езжу в Калининградскую область по работе, у меня есть приглашения от российских коллег, - рассказывает профессор Морского института в Гданьске Витольд Кужевски. - Однако в последний раз мне выдали двухразовую визу вместо многоразовой, пояснив, что я давно не был в России.
При этом соглашение о местном пограничном передвижении (МПП), которое позволило жителям Калининградской области и сопредельных регионов Польши совершать взаимные поездки без виз, не предусматривает пересечение границы водным путем.
- Этот вопрос необходимо решать на уровне МИДов России и Польши, - продолжает Витольд Кужевски. - В двух польских портах Вислинского залива - Эльблонге и Фромборке - работают пункты пропуска. Если путешествовать в Калининградскую область по воде можно будет в рамках МПП, поток яхтсменов и водных туристов в ваш регион существенно увеличится.
Впрочем, главная причина, по которой калининградская часть залива обделена вниманием иностранцев, связана не с визовыми сложностями, а с полным отсутствием прибрежной инфраструктуры, считают калининградские яхтсмены. В Польше на Вислинском заливе работает 12 яхтенных портов. Всего же за последние несколько лет поляки построили больше 30 портов и несколько десятков причалов. В Калининградском заливе, да и во всей области, функционирует только одна марина. Но она не соответствует элементарным требованиям, выдвигаемым к стоянкам яхт, и потому не имеет официального статуса.
- В Польше прибрежные объекты строятся на деньги муниципалитетов, а единственная калининградская марина обустраивается в основном силами и средствами членов областного яхт-клуба, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию председатель коллегии судей Калининградской областной федерации парусного спорта, яхтсмен с 45-летним стажем Сергей Жадобко. - То же и с регатами. В Польше, как правило, яхтенные соревнования организуют муниципалитеты. В Калининградской области только одна регата - в городе Пионерском - проводится при поддержке муниципальных властей, остальные мероприятия организуют яхтсмены.
Нет в самом западном российском регионе и причалов, то есть суда в пути не могут остановиться, а экипаж - отдохнуть, что ставит под угрозу безопасность навигации. Существуют сложности и с проведением каких-либо ремонтных работ.
- Отсутствие нормальной базы для стоянки яхт уже привело к тому, что некоторые калининградские яхтсмены хранят суда в Польше, в деревне Нова Пасленка неподалеку от границы и в Гданьске. Оставлять яхты в польских портах на зимовку и вовсе стало нормальным явлением. О развитии водного туризма идет много разговоров. Пора создавать условия для жителей Калининградской области. А уже потом, на готовую инфраструктуру, потянутся зарубежные туристы и инвесторы, - подводит итог Сергей Жадобко.
Справка "РГ"
Калининградский залив (в Польше он называется Вислинским) - это акватория, отделенная от Балтийского моря песчаной Балтийской (Вислинской) косой. Обмен воды происходит через узкий пролив, расположенный в восточной части косы в районе российского города Балтийска.