14.10.2013 23:45
    Поделиться

    Понятие "социальное предпринимательство" закрепят в законодательно

    В Москве прошла первая международная конференция "Социальные инновации". Ее инициатор президент "Лукойла" Вагит Алекперов обозначил цель конференции как "создание экспертной площадки для разработки концепции развития и успешного внедрения социальных инноваций в России".

    Однако сложность в том, что пока устойчивого определения, что такое социальное предпринимательство, не существует. Эксперты отметили, что надо отличать его от корпоративной социальной ответственности, благотворительности и социальных инициатив бизнеса.

    В минэкономразвития считают, что понятие "социальное предпринимательство" надо закрепить законодательно - по мнению директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции МЭР Натальи Ларионовой, это даст импульс для развития этого сегмента. "Если мы все хотим, чтобы этот термин был введен в законодательное поле, нам надо будет в какой-то момент прекратить дискуссии и остановиться на какой-то формуле", - сказала она.

    Сложность в определениях связана с тем, что социальное предпринимательство находится на стыке благотворительности и бизнеса. Однако, как подчеркнули сами представители этого сегмента, он обязательно должен быть самоокупаемым - иначе это не бизнес. Директор фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Наталья Зверева отметила, что отличие социального предпринимательства в том, что деньги, в том числе от фондов, ему нужны только на старте - дальше он сам должен генерировать доход. По крайней мере, именно такие проекты отбирает "Наше будущее". Фонд предоставляет социальным предпринимателям беспроцентные займы; для этого нужно подать заявку и принять участие в конкурсе проектов. Максимальный размер гранта - 10 млн рублей. "Мы обязательно смотрим на финансовую модель проекта, насколько она устойчива, сможет ли этот проект обеспечить постоянный денежный поток. И только если ответ положительный, принимаем решение о выдаче денег", - рассказала Зверева. По ее словам, фонд постоянно мониторит как социальные, так и финансовые показатели поддержанных им проектов. 70% из них приносят прибыль, 20% самоокупаются, остальные 10% убыточны. Всего у фонда сейчас 90 проектов в 38 регионах.

    Впрочем, до сих пор многие относятся к социальному предпринимательству скептически и не верят в то, что оно возможно в России. Вот в Великобритании, например, сегодня работает около 62 тысяч социальных предприятий, в которых трудоустроено 800 тысяч человек, ежегодно они вливают в экономику более 60 млрд фунтов стерлингов. России, конечно, до таких параметров еще очень далеко. К тому же из-за путаницы с определениями непонятно, что мерить - кого относить к социальному предпринимательству, а кого нет.

    Чтобы прояснить эту ситуацию, Наталью Звереву попросили рассказать о проектах фонда. Она привела в пример культурно-экологический проект "Коломенская пастила". Он возрождает старинные традиции производства этого лакомства, в частности, в Коломне была воссоздана фабрика по производству пастилы, а также был открыт музей, благодаря которому туристический поток в город вырос в 3 раза. Расписание экскурсий известно на несколько месяцев вперед, уверяет Зверева. Однако не очень понятно, в чем социальность такого проекта - возможно, в том, что яблоки для пастилы выращивают местные бабушки, у которых таким образом есть возможность заработать себе прибавку к пенсии. Также среди проектов - сетевые частные детские сады, переработка пластика и т.д.

    На конференции также приводился в пример проект "Электронный огород". Суть его заключается в том, что есть регионы, где много земли, но нет рынков сбыта, а есть, например, Москва, где рынки сбыта присутствуют, но вот со свежими овощами и фруктами напряженка. Проект позволяет через Интернет выбрать в любом регионе участок земли, выбрать команду и определить, что она будет для вас выращивать, а потом получить два ящика, например, помидоров. Подобный проект существует в Новосибирске - только там в "Новом колхозе" выращивают баранов и гусей, а с некоторых пор еще и ценные породы рыб. За тем, как происходит процесс выращивания вашего гуся, можно смотреть в Интернете онлайн.

    Эксперты обратили внимание на то, что рентабельность социальных проектов всегда ниже, чем традиционного бизнеса, а окупаемость дольше, поэтому им нужно специальное финансирование. Одним из возможных путей может стать микрофинансирование, считает вице-президент "ОПОРЫ России", президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. "Социальные проекты" и "микрофинансирование" в одном ряду вызвали некоторый скепсис среди участников конференции - последнее привыкли воспринимать скорее как высокомаржинальный бизнес, основная цель которого - заработать огромные проценты на людях, которые и так находятся в трудной ситуации. Однако Мамута призвал не путать микрофинансирование в целом и так называемые "займы до зарплаты", которые действительно выдаются под огромные проценты. Первоначальный смысл его - именно поддержка микробизнеса, и ставки по спецпрограммам сегодня не 2% в день, а от нуля. "Важно также рассказывать реальные истории поддержки, хотя, конечно, если предприниматель с помощью микрозайма спас деревню, это не так интересно, как если он эту деревню сжег, а перед этим еще взял микрозайм", - отметил Мамута.

    Он также добавил, что любую, даже самую хорошую инициативу можно использовать недобросовестно - ту же пастилу, например, можно перекупать и продавать в Москве в 4 раза дороже. Важно избежать этого и сохранить концепцию честной торговли, уверен Мамута, а для этого необходимо сообщество социальных предпринимателей, которое будет формировать правила и принципы этого сегмента. По итогам конференции Вагит Алекперов предложил создать Институт развития социальных инноваций, эксперты которого проанализируют итоги конференции и подготовят комплексную пятилетнюю программу.

    Поделиться