Разговор произошел еще до трагических событий в Западном Бирюлево, однако этническая тема все же была затронута. Мэра спросили о том, как он собирается противостоять угрозе появления в столице этнических районов и есть ли в них вообще смысл.
- Некоторые эксперты говорят о том, что надо создавать "чайнатауны", но я категорически против этого, - подчеркнул Собянин. - Если мы такой монорайон специально создадим, это приведет к тяжелым последствиям. И с точки зрения криминогенной ситуации, и с точки зрения самочувствия граждан, которые почему-то выделены в какой-то район и живут там по своим обычаям и порядкам.
Касаясь социальной политики мэрии, градоначальник рассказал, что обязательства перед горожанами администрации предыдущего мэра в виде всевозможных пособий и доплат он считает справедливыми, однако ставить себе в заслугу поддержку незащищенных слоев населения не намерен.
- Если вы хотите знать, буду ли я заниматься популизмом на фоне социальных выплат, то не буду, - заявил мэр Москвы. - Я считаю, что это просто некорректно: люди заслужили те социальные льготы, которые они получают. Они заслужили гораздо большее, но есть финансовые, экономические ограничения. Мы доплачиваем деньги, чтобы пенсия была не меньше 12 тысяч. Все пенсионеры имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте. Большинство пенсионеров - ветераны труда. Они получают соответствующие льготы по коммунальным платежам, целый ряд других льгот. Причем совокупность всех этих льгот - на порядок выше, чем в любом другом регионе страны.
Много внимания градоначальник уделил развитию присоединенных к столице два года назад земель - так называемой Новой Москвы. По его мнению, присоединенный район, если бы он не стал частью столицы, ждала перспектива стать еще одним неудобным, отдаленным спальным районом столицы. "Если бы мы эту территорию не взяли в границы Москвы, то мы с вами без всякого усилия через пять лет получили бы сплошную жилую застройку, еще один спальный район, огромный, без коммуникаций, без рабочих мест. Мы решили попытаться комплексно освоить эту территорию, с учетом понимания развития города - чтобы сбалансировать создание рабочих мест и жилья, коммуникаций и зеленых территорий", - поясняет Собянин.
Что касается Москвы в старых границах, особенно в пределах Садового кольца, то тут Собянин предпочитает оставить все как есть. По крайней мере, новых офисов и жилья в центре не будет - многие соответствующие инвестконтракты отменены. "У Москвы есть потенциал. Но этот потенциал не такой, что мы в центре города должны бабахать еще миллионы квадратных метров. Центр города уже сформировался - нравится он, не нравится, он останется таким на десятилетия. Что здесь можно сделать - восстановить памятники истории и культуры, и мы это делаем", - говорит мэр.
Относительно развития транспортной инфраструктуры, то столица в этой сфере, считает Сергей Собянин, отстала на 20 лет. По словам градоначальника, кардинальным переустройством транспортной системы столицы "надо было заниматься ровно на следующий день после перехода от социализма к капитализму, когда количество машин начало прибавляться в арифметической прогрессии, и они просто начали убивать город". Сейчас все это приходится наверстывать, чтобы избежать полного транспортного коллапса.
Ответил Собянин и на вопрос об оппозиции, о ее представителях в правительстве. Он сказал, что кадровый состав мэрии за последние годы был значительно обновлен, и в правительство пришло много людей, которые весьма остро высказываются по существующим в городе проблемам. Он также отметил, что готов рассмотреть заявления от оппозиционеров о приеме на работу, если таковые поступят. "У оппозиционеров есть более амбициозные задачи: стать мэром, председателем заксобрания. Я не уверен, что у них есть амбиции стать главой управы. Если такие амбиции есть - пожалуйста! Хоть завтра", - заявил Сергей Собянин.