Наша перспектива роста экономики на 2014 год - не больше 3 процентов. Такие выводы сделали эксперты Международного валютного фонда (МВФ), данные которых приводит в своем мониторинге минэкономразвития. Мировая экономика, по их мнению, будет снижаться по двум основным причинам. Первая - ограничение инвестиций и долговые риски развитых стран. Вторая - замедление роста ведущих развивающихся стран. В этом году - на 4,5 процента.
"Главное ухудшение экономической ситуации придется на страны БРИКС", - соглашается с выводами МВФ профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. В непростые для экономики времена деньги обычно отсиживаются в развитых "тихих гаванях". И поэтому уходят из развивающихся стран. "А значит, ближайшие два года у стран БРИКС пройдут с оттоком иностранного капитала. Россия - не исключение", - констатирует эксперт "РГ". Наиболее сильное торможение ожидается в 2013 году в Индии.
Но руки опускать не стоит. По мнению Абрамова, в ближайшие два года эффективным рецептом для российской экономики было бы сосредоточиться на решении внутренних проблем. Первые шаги уже сделаны, говорит эксперт "РГ". "Это намерение Центробанка придерживаться жесткой монетарной политики и направление сэкономленных бюджетных денег на программы по развитию регионов, которые могут подстегнуть экономический рост", - сказал Абрамов.
Останавливаться рано. По мнению эксперта, нужно подстегивать еще и развитие малого и среднего бизнеса. Чего делать нельзя, так это просто пережидать трудные времена в надежде на удорожание сырьевых товаров.
Но на общую ситуацию в мире поглядывать тоже нужно. И особенно - на политику США. Самое важное событие, которое может здорово аукнуться на развивающихся рынках, в том числе и российском, - сворачивание программы количественного смягчения. "Если это состоялось бы сегодня, мы могли увидеть снижение курса рубля до 35-36 рублей за доллар", - опасается Абрамов. Сейчас за "американца" дают чуть больше 32 рублей.
Но программа количественного смягчения все равно будет свернута. И вопрос только в том, когда. Кратковременным шоком для развивающихся рынков это событие не станет, последствия будут ощущаться потом где-то два года, опасается Абрамов.