Вокруг единого госэкзамена не утихают скандалы и споры. Все настойчивее звучат предложения его отменить. Так ЕГЭ все-таки останется или нет?
Сергей Кравцов: Единый госэкзамен прописан в новом Законе "Об образовании в Российской Федерации", а закон все мы обязаны выполнять. Так что ЕГЭ останется. И с точки зрения организации и доступности поступления в вузы для всех выпускников нашей большой страны преимущества очевидны: тесты можно сдать там, где живешь, а пытаться поступить в любые пять выбранных вузов.
Но есть и другое мнение: в школах теперь не учат, а натаскивают на тесты. Два года назад школьники массово списывали на едином госэкзамене по математике, а в прошлом году все тесты появились в сети задолго до экзамена. Когда экзамен будет честным?
Сергей Кравцов: Тогда, когда будет равным для всех. Те нарушения, которые были в прошлом году - появление КИМов и ответов к ним до экзамена, конечно же, поставили выпускников в неравные условия. Кто-то смог воспользоваться мобильным телефоном, получить подсказку, а кто-то честно писал сам, но в итоге шансы поступить в вуз у него уменьшились.
Так можно ли защитить ЕГЭ от списывания и утечек?
Сергей Кравцов: Мы постараемся это сделать. Разработан ряд мер. В 2014 году увеличится количество КИМов - для каждого часового пояса будут разработаны свои. Плюс сохранится разбивка по вариантам. И те задания, которые были на Дальнем Востоке, никак не помогут ученикам Центральной части России. Даже если они узнают о них за несколько часов до своего экзамена. Изменится схема доставки КИМов. Раньше они доставлялись в регион за три дня до экзамена и хранились в местном управлении или департаменте образования. Сейчас КИМы будут доставляться за день до ЕГЭ и храниться в специальном помещении под видеонаблюдением.
А если в отдаленный и труднодоступный район все же не удастся доставить тесты заранее, то прорабатывается вопрос передачи их по специальным каналам связи. Но не как раньше - чуть ли не за месяц, а прямо перед ЕГЭ . Ситуация, когда можно экзаменационные материалы вскрыть до экзамена будет исключена.
Почему исключена? Наблюдать за регионами будут сотрудники Рособрнадзора?
Сергей Кравцов: Следить за проведением ЕГЭ будут общественные наблюдатели, федеральные инспекторы. В их число войдут сотрудники Рособрнадзора, вузовские работники, педагоги из разных регионов, которые поедут в проблемные пункты проведения ЕГЭ. Прежде всего в те, к которым у нас в 2013 году были вопросы. Планируется, что инспекторы побывают на всех пунктах во время досрочной волны ЕГЭ.
Мониторинг вузов, который в прошлом году провел Минобрнауки, наделал много шума. Что делать с вузами из списка "двоечников"?
Сергей Кравцов: В новом законе "Об образовании в РФ" есть статья о мониторинге системы образования. Она не подразумевает, что будет только один мониторинг вузов. Есть и другие методы. Но результаты мониторинга - одно из оснований для проверки вузов из "красной зоны".
У нас на сегодняшний день 593 государственных вуза и 486 негосударственных. Плюс филиалы. Я был в одном из филиалов, который располагался в трехкомнатной квартире. Практически, филиал только выдавал дипломы. Мониторинг может помочь выявить такие вузы. Прийти во все 2800 образовательных организаций и посмотреть, как и чему там учат, физически невозможно. Нужны некие основания, чтобы понять, кого проверить в первую очередь. Это могут быть результаты мониторинга, обращения граждан, итоги аккредитации.
Много жалоб на вузы?
Сергей Кравцов: Любая жалоба может стать основанием для проверки. Однако на эти вузы редко жалуются. Потребитель знает о низком качестве, но готов на все ради диплома. Были случаи, когда на суды приходили студенты таких вузов с транспарантами: "У нас все отлично!". Но мало навести порядок с вузами, которые дают некачественное образование. Надо сделать так, чтобы вуз, который ушел с рынка по этой причине, не появился под другим названием. И в этом направлении мы работаем совместно с Минобрнауки.