К приему гостей не готовы
- Развитие внутреннего и въездного туризма - одно из приоритетных направлений государственной политики, - отметил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Амунц. - Несколько лет назад была утверждена федеральная целевая программа, рассчитанная до 2018 года, и сейчас мы активно работаем над ее реализацией.
Главные задачи программы - не только развитие транспортной и туристической инфраструктуры и создание сети отелей, соответствующих международным стандартам, но и совершенствование нормативно-правовой базы, а также выстраивание целой системы информационного сопровождения и продвижения российских турпродуктов. Так, сейчас профильные информационные центры открываются в регионах, а до конца года будет запущен федеральный интернет-портал, где планируется собрать данные обо всех достопримечательностях и туристических маршрутах в России. Здесь же путешественники смогут забронировать тур или гостиницу.
По мнению федеральных чиновников, программы начинают давать результат: например, по сравнению с прошлым годом количество туристов, останавливающихся в российских гостиницах, увеличилось на 10 процентов - до 41 миллиона человек. Кроме того, зарубежные гости стали положительно отзываться о наших гостиницах, других объектах туристической инфраструктуры. Скажем, отметили появление в российских городах необходимых для путешественников указателей и путеводителей на иностранных языках.
Правда прошедший летний сезон показал, что в России по-прежнему пользуются спросом курорты Краснодарского края, Москва и Санкт-Петербург, города Золотого кольца. Но ведь в нашей стране еще очень много интересного, только эти направления необходимо развивать. Между тем далеко не все региональные чиновники готовы активно этим заниматься. В частности, некоторые субъекты РФ даже не освоили средства, выделенные из федерального бюджета на развитие внутреннего и въездного туризма.
- Очень обидно, когда мы бьемся в минфине за финансирование, доказывая, что туризм является мощным инструментом социально-экономического развития территорий, а регионы потом не хотят продуктивно использовать выделенные деньги. И это в условиях бюджетного дефицита! - разводит руками Дмитрий Амунц.
Каждому региону - по кольцу
Представитель Ростуризма отказался назвать корреспонденту "РГ" "провинившиеся" субъекты. Однако уточнил, что уральских регионов среди них нет. Напротив, Свердловская область, где разработали стратегию развития внутреннего и въездного туризма до 2030 года, - среди передовиков. Здесь активно продвигают различные туристические направления.
К примеру, недавно регион включился в федеральный проект "Страна детей", предполагающий создание сети детских лагерей по всей России - от Калининграда до Дальнего Востока. По сути, это будут современные международные образовательные центры, работающие круглогодично и вмещающие порядка 1200 ребятишек одновременно. Один из таких "артеков" намереваются создать на Среднем Урале к 2016 году. По словам заместителя председателя правительства Свердловской области Алексея Орлова, сейчас региональная власть ищет площадку для строительства и прорабатывает механизм государственно-частного партнерства для реализации этого проекта. Областное правительство обещает бизнес-партнерам предоставить имеющиеся в его распоряжении меры поддержки. По подсчетам чиновников, благодаря льготам окупаемость проекта снизится с 9 до 5-6 лет.
- Туристический бизнес может стать одним из основных направлений развития Свердловской области, наряду с промышленностью, - уверен Алексей Орлов. - На наш взгляд, Средний Урал обладает большим потенциалом: здесь можно реализовать различные проекты в сфере познавательного, экологического, санаторно-курортного и других видов туризма, рассчитанных на людей разного возраста и благосостояния. Один из перспективных проектов - маршрут "Самоцветное кольцо Урала", пролегающий по основным достопримечательностям региона. Если власть и бизнес вложатся в создание сопутствующей инфраструктуры, мы получим качественный продукт, который может стать магнитом, притягивающим туристов.
По словам чиновника, одна из главных задач на ближайшую перспективу - продвижение турпродуктов. В частности, предстоит подготовить специализированные многоязычные путеводители и маршрутные карты. Кроме того, уже в ноябре должно официально выйти бесплатное приложение для смартфонов, позволяющее познакомиться с главными достопримечательностями и маршрутами Свердловской области. Как рассказала "РГ" директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова, оно рассчитано прежде всего на жителей соседних регионов, которые любят путешествовать самостоятельно и хотели бы посетить Средний Урал.
Незаурядный ход
Впрочем, по мнению вице-президента Ассоциации внутреннего и въездного туризма России Сергея Позднякова, регионам нужно делать ставку не на имеющиеся достопримечательности, многие из которых известны и уже посещались не раз, а брать на вооружение новые, необычные, прорывные идеи. Он приводит в пример Ярославскую область, в которой создан музей Баклуши. Это традиционная русская изба, где демонстрируются традиции и народные промыслы, существовавшие некогда на Руси. Гости могут здесь научиться бить баклуши, то есть раскалывать чурки и вырезать ложки. По словам Сергея Позднякова, этот созданный с нуля объект стал востребованным и популярным, несмотря на то, что находится на "периферии жизни".
Эксперт привел еще один удачный пример из той же Ярославской области - город Мышкин, где создали музей Мыши. Город за шесть лет стал знаковым местом, которое посещает более 180 тысяч гостей в год.
- Свердловская стратегия развития внутреннего и въездного туризма - хороший посыл: во многих регионах таких документов нет. Но при их создании стоит учитывать мнение не только местных специалистов, но и федеральных, которые могут посмотреть на ситуацию со стороны. В подавляющем большинстве регионов работу выполняют своими силами, и это сильно сужает перспективы развития территорий. Потому что эксперты на местах опираются на известные достопримечательности, тогда как основными двигателями развития туризма являются новые объекты притяжения. К сожалению, сегодня ни у одного региона нет прорывной концепции. В данной ситуации могу посоветовать чиновникам одно: прислушиваться к людям с необычными идеями, к фанатикам своего дела, и попытаться создать прорывной проект, - заключил эксперт.
С этим согласен и Дмитрий Амунц. Он рассказал, что Федеральное агентство по туризму договорилось с Внешэкономбанком о финансировании программы развития событийного туризма. Они сообща помогут реализовать самые интересные региональные проекты с тем, чтобы потом на их примере показать другим субъектам РФ, как добиться успеха.