Впрочем, говорить о "засилье" так называемой "звуковой рекламы" достаточно сложно, уверен академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский. "В тексте законопроекта не конкретизируется звукотехническое оборудование, с помощью которого она распространяется. Не сказано ничего и о тех звуках, которые могут распространяться без использования упомянутого оборудования", - пояснил он "РГ".
Законопроект, между тем, само понятие "звуковая реклама" все-таки вводит. Под ней подразумевается "информация, распространяемая с использованием звукотехнического оборудования вне и внутри зданий".
Для того чтобы сохранить покой граждан от навязчивого предложения товаров и услуг, предлагается, в частности, запретить такую рекламу в ночные часы (с 22 до 8 утра по рабочим дням и с 22 до 10 утра по выходным и праздникам). Также под запрет помимо пешеходных переходов, оборудованных устройствами для подачи спецсигналов, территорий детских садов, школ, санаториев, поликлиник и больниц, лекториев, планетариев попадают дворы жилых домов и сами дома.
В то же время, продолжает Вячеслав Черняховский, открытым остается вопрос о технической стороне дела. "Какие характеристики звука будут использоваться для регулирования "звуковой рекламы"? Если амплитуда звуковой волны, тогда необходимо установить допустимый предел
в децибелах. Если речь пойдет о спектре частот, то ограничения будут выражаться в герцах. И, главное, какие технические средства нужны для контроля за "звуковой рекламой" и на какой орган федеральной власти предполагается возложить функции контроля и надзора?" - разъяснил наш эксперт техническую сторону вопроса.
При этом до штрафов (которые еще надо ввести) дело может и не дойти, считает эксперт "РГ". "Рекламисты, испугавшись законопроекта, сами отрегулируют уровень, качество и территорию распространения "звуковой рекламы", - предположил он.
Предпосылки для законодательной инициативы в этом деле назрели давно. "В настоящее время объем звуковой рекламы, которая распространяется на улицах населенных пунктов и внутри помещений, значительно увеличился. Причина в том, что в отличие от визуальной рекламы звуковая обладает эффектом неотступности - человек вынужден слушать ее, ожидая транспорт на остановке, совершая покупки в магазине и т.д., и перестает слышать ее, только когда покидает зону воспроизведения", - информирует пояснительная записка к документу.
Кстати, ограничение звуковой рекламы - далеко не самый радикальный способ. В сентябре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект, который предлагал вообще запретить ее распространение. Но он не содержал подробного списка запретных мест, а касался лишь улиц населенных пунктов и помещений метрополитена. Такая размытость, видимо, и стала причиной его забвения.