Что знают обыватели о работе грузового терминала международного аэропорта? По сути, эта информация остается для них если не закрытой, то малоизученной, что неудивительно: будни грузового терминала - это семь рабочих дней в неделю по 24 часа все 365 дней в году. Но чтобы было именно так, специалисты должны отладить логистические процессы в рамках сравнительно небольшой территории. Если они не справляются с задачей, то четко отлаженный конвейер замедляет ход, тормозит, и начинается хаос.
Пришедшим с Запада модным словечком "логистика" сегодня называют все, что связано с грузоперевозками. Даже доставку пиццы. На самом деле этот термин многозначен. Среди множества его значений - планирование, контроль и управление процессами транспортировки, складирования и прочие операции, которые совершаются в ходе поставок сырья и материалов на производственные предприятия, их переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Кроме того, еще и передача, хранение и обработка соответствующей информации. Другими словами, логистика - это целая наука, связанная с совершенствованием управления товародвижением, созданием интегрированной эффективной системы регулирования и контроля за материальными и информационными потоками, обеспечивающими высокое качество поставки продукции.
Наука требует особого подхода: внедрение системных продуктов, обучение персонала, перевод документации в цифровую плоскость. Это не столько затратно порой, сколько хлопотно. Но есть и еще один нюанс: четко отлаженная современная логистическая система - враг "серых" схем и "человеческого фактора", когда, например, кладовщик или оператор может ошибиться в пользу конкретного лица.
Многие предприятия не спешат за высокими технологиями, предпочитая использовать старые наработки. Склады с одетыми в промасленные ватники рабочими, небрежное хранение, некачественный контроль, испорченные грузы, длинные сроки доставки, не только в провинции, но и в городах-миллионниках - операторы грузоперевозок работают с таким "интерфейсом". Именно поэтому большинство грузоперевозчиков оказываются неготовыми к принятию и сортировке значительного объема поступлений. Лишним подтверждением тому стал коллапс, который совсем недавно парализовал работу аэропортов, обслуживающих международные перевозки Почты России.
Между тем сегодня существуют технологии, позволяющие минимизировать сроки поставок, обеспечить сохранность грузов и избавиться от заполнения многочисленных бумаг, тормозящих развитие отрасли. Причем передовые технологии логистики базируются на тех же принципах и основах, которые принесли в нашу жизнь, например, мобильные системы. Их преимущества сегодня быстрее взрослых познают и осваивают дети. Родительские айпады и смартфоны в их руках начинают работать на полную мощность. Ведь когда легендарный Стив Джобс положил в наши карманы Интернет, он рассчитывал на то, что этим достижением будут активно пользоваться.
Российская действительность многое корректирует. Но тем ценнее исключение из правил. В поисках мифических миллионов мы прошли по всем технологическим этапам работы с грузами компании ОАО "Шереметьево-Карго". Заметим, что компания, занимая очень скромную площадь, обслуживает большую часть грузооборота международного аэропорта Шереметьево.
Оговоримся сразу - ни самолета, ни поддонов набитых евро, здесь нет, несмотря на публикуемые в СМИ "документы", якобы оформленные за их хранение в "Шереметьево-Карго". Но мы узнали намного более ценную информацию. Во время пиковой нагрузки здесь одновременно принимают более 40 самолетов. Площадь терминалов трудно считать масштабной, поэтому более 15 лет назад акционерное общество озаботилось как раз тем, как принимать вал грузов без потерь, быстро и разумно.
С 1995 года, когда компания начала активно внедрять собственные информационные технологии, а также совместные разработки с ООО "Информационно-логистический центр АЭРОГРАД", она сумела в десятки раз увеличить производственные мощности, пропускную способность, резко повысить эффективность оказываемых услуг и сократить время обслуживания своих клиентов. Даже за время так называемых "коротких рейсов", когда стоянка приземлившегося самолета составляет всего 45 минут, "Шереметьево-Карго" успевает заранее подготовиться к приему грузов и получить все необходимые разрешительные документы. Как? Вся работа ведется в соответствии со стандартом IATA e-Freight, который позволяет практически полностью отказаться от применения бумажных носителей.
О прибытии груза компания уведомляется электронной телеграммой в соответствии с резолюцией по предварительному информированию. В этом документе заложена вся информация о поступающем грузе. Телеграмма автоматически обрабатывается в информационных системах компании, и если груз имеет какие-то особенности, то это отмечается красным цветом.
Как только авиалайнер приземляется, груз встречают приемщики, у которых обязательно есть смартфон. Все грузчики на предприятии получили их для работы строго определенной модели (на сегодняшний день их 150 штук). Все дело в том, что на аппарат каждого поступает задание. На грузы наклеиваются транспортные бирки и штрихкоды, которые позволяют контролировать их прохождение по территории предприятия. Их считывают теми же смартфонами.
Диспетчеры пользуются айпадом, для управленцев закуплено около 100 КПК. Малейшее отклонение от "маршрута" фиксируют установленные повсюду датчики. На специальных тележках, которые тоже маркируются, груз завозится на склад, где перегружается на стеллажи. Все эти действия на каждом этапе обработки груза фиксируются в производственных информационных системах. Его прохождение в режиме реального времени, имея удаленный доступ через Интернет, может видеть и руководитель предприятия, и таможенники, и грузоперевозчик, и клиент.
Кстати, благодаря автоматизации начальники подразделений теперь даже в выходные дни (а терминал работает ежедневно и круглосуточно) на своих айпадах могут в любое время увидеть, где и как работают их сотрудники. Если вдруг замечено повреждение груза, то смартфоном делается фотография. Одновременно с помощью того же смартфона, в котором есть "конструктор актов", автоматически заполняется соответствующий документ. Документ с подкрепленной фотографией тут же, в режиме реального времени передается клиенту и авиаперевозчику. Проводить экспертизу нет необходимости: виновный в порче груза определяется в течение нескольких минут. На предприятии существует мощная система видеонаблюдения, которая, кроме всего прочего, страхует и от недобросовестных грузополучателей. Все процессы контролируются видеокамерами, которые работают круглосуточно, зафиксированная ими информация хранится на жестких дисках не менее месяца.
Очевидно: при таком тотальном контроле скрыть порчу или хищение груза на территории предприятия невозможно. Сегодня "Шереметьево-Карго" пользуется просто беспрецедентным кредитом доверия своих клиентов, среди которых много авторитетных зарубежных компаний. В случае любого ЧП никому и в голову не приходит предъявлять российской компании "Шереметьево-Карго" какие-либо претензии: допустить какую-либо ошибку при такой отлаженной и тотально автоматизированной системе работы предприятие не может ни при каких обстоятельствах.
Для особых грузов (ядерные материалы, взрывчатые и радиоактивные вещества, хрупкие, дорогостоящие и тому подобное) предусмотрена особая маркировка. Кстати, для их перевозки за пределами терминала разработана целая система охраны и мониторинга маршрута следования с системой спутникового позиционирования.
Электронный учет всех происходящих на предприятии (в том числе данные медосмотров, обязательных видов обучения по каждому человеку и др.) процессов позволяет быстро определить, кто может работать со сложными грузами (работники компании, которая владеет профильными сертификатами ИАТА, ежегодно проходят профессиональную подготовку в отраслевых учебных центрах и в собственном авиационном учебном центре ОАО "Шереметьево-Карго").
Все необходимые решения по совершенствованию производственных процессов и технологий после проведения соответствующего анализа предлагает управленческая информационная система поддержки и принятия решений, которая является собственной разработкой компании.
Не приходится удивляться тому, что многие грузчики на "Шереметьево-Карго" имеют высшее образование. У каждого из них неплохие карьерные перспективы: грузчик - диспетчер - начальник смены. Высшее образование на предприятии имеет подавляющее большинство работников, которых сегодня в компании насчитывается более 1700 человек.
Интересно, что каждый из них по-настоящему дорожит своей работой. Все рейсы, которые обслуживает "Шереметьево-Карго", по-своему уникальны и требуют различных путей для решения задач по обработке доставляемых ими грузов. Сложные компьютерные технологии, использование самой современной техники делают работу в компании по-настоящему интересной. Не последнюю роль в том, что работники "Шереметьево-Карго" держатся за свои рабочие места, играет и самая высокая в отрасли средняя заработная плата. Ее расчет благодаря применению тех же компьютерных технологий, позволяющих четко видеть работу каждого, достаточно прост. При этом каждый работник может и сам определить, какое вознаграждение он получит за прошедший месяц. Важно и то, что на предприятии царит атмосфера почитания духовных ценностей, воинской славы, уважения к старикам. Оказывается посильная помощь нуждающимся, молодежь воспитывается в атмосфере добра, любви и порядочности.
Наглядной иллюстрацией к сказанному может служить диалог между нами и заместителем начальника отдела внедрения инновационных технологий ОАО "Шереметьево-Карго" Владимиром Ентальцевым. Владимир Сергеевич пришел на предприятие еще школьником. Занимался переводом опубликованных в западной прессе статей, связанных с логистикой и применением современных технологий, чистил "мышки", был, что называется, на подхвате. Затем, после завершения учебы в Московском авиационном институте, вернулся на предприятие. Сегодня ему всего лишь 27 лет, а он занимает один из ключевых постов в компании. С его непосредственным начальником Игорем Парамоновым у них сложился очень эффективный тандем. На вопрос о том, уедет ли он из страны, если где-нибудь в США или Японии ему предложат сказочные условия для работы и жизни, Владимир Ентальцев ответил: "Уеду. Если там откроется филиал "Шереметьево-Карго".
По мнению генерального директора компании Владимира Новикова, такое отношение людей к своей работе связано прежде всего с тем, что компания лишь на бумаге является акционерным обществом. На деле это союз единомышленников, граждан РФ, не имеющих собственности за границей и добивающихся, чтобы Россия как можно быстрее вошла в число самых высокоразвитых государств мира.
Неудивительно, что такие подходы позволили созданной в 1991 году компании стать одним из крупнейших в России грузовых аэровокзальных комплексов и плательщиком налогов в отрасли. Сегодня она обслуживает 21 иностранную авиакомпанию и 4 российских, принимая почти 500 рейсов в сутки. Ее грузооборот составляет порядка 275 тысяч тонн груза в год, из которых почти 200 тысяч тонн приходится на международные рейсы.
Как отмечает Владимир Новиков, который возглавляет "Шереметьево-Карго" более 20 лет, весь производственный комплекс компании оснащен уникальной единой информационной логистической системой управления, разработанной совместно со специалистами ООО "Информационно-логистический центр АЭРОГРАД", которая не имеет аналогов в России. Факт: такой тотальной электронной системы учета, хранения и переработки грузов не имеет ни одна компания в мире, даже в Японии и Корее - странах, являющихся общепризнанными лидерами в области компьютерных технологий.
Чтобы оставаться в числе признанных мировым сообществом лидером IT-технологий логистики, ОАО "Шереметьево-Карго" инициировало процесс сертификации электронных технологий и услуг компании, проводимый Международным логистическим клубом. Итогом станет подтверждение соответствия электронных технологий и услуг, предоставляемых компанией, действующим международным и российским стандартам обеспечения грузовых авиаперевозок. После того как международные эксперты дадут свое положительное заключение, на российском авиационном логистическом рынке появится новый 4PL провайдер. Причем это будет признание специалистов мирового уровня.
Нюансов работы уникальной системы электронных технологий и услуг от ОАО "Шереметьево-Карго", позволяющей реализовать основные задачи предприятия - скорость и качество, - достаточно. Компания хотела бы этого и от своих партнеров. Важно понять, что данная разработка объединяет стандарт для авиационных агентов со стандартом логистических операторов. Речь идет прежде всего о переходе на электронное оформление грузов с внедрением стандарта e-Freight. Пока представители большинства агентств грузовых авиаперевозок страшно далеки от IT-технологий, оформляя грузы на бумаге. Помимо того что каждая логистическая операция сопровождается тремя десятками документов (увесистая пачка!), она еще и обрастает лишними затратами и часами.
Компания ОАО "Шереметьево-Карго" предлагает всем партнерам работать по-новому, внедряя стандарт e-Freight, который уже успешно работает при обслуживании внутренних воздушных линий. Это будет возможно, если все участники воздушных перевозок, в том числе и авиакомпании, внедрят работу с резолюциями IATA. Их две основных - резолюция по предварительному информированию (телеграммы) и резолюция по транспортным биркам.
Причем, в отличие от многих, "Шереметьево-Карго" готово предложить всем желающим внедрить свое ноу-хау практически бесплатно - по Интернету. Сумма затрат на получение технологии будет равна стоимости трафика для скачивания продукта.
Отметим, что подобные услуги другие логистические компании оценивают от сотни тысяч до нескольких миллионов рублей. Генеральный директор ООО "ИЛЦ АЭРОГРАД" Александр Грачев подчеркнул уникальность внедренной в "Шереметьево-Карго" системы. "На Западе в крупных аэропортах пытаются внедрять аналогичные системы, но не всегда это получается, как, например, это случилось в аэропорту Бангкока, - рассказал он. - На ее приобретение было затрачено порядка 20 миллионов евро, но запустить ее не смогли. Дело в том, что недостаточно просто закупить и установить оборудование, нужен комплексный подход. Необходимо владеть спецификой данного вида деятельности, знать процесс изнутри. Мы методом проб и ошибок создали и внедрили эту систему, поэтому точно знаем, каким образом нужно с ней работать. Кстати, что особенно ценно, в наших разработках сконцентрированы знания и опыт специалистов, имеющих многолетний опыт работы в научно-исследовательских и производственных организациях гражданской и военной авиации, принимавших активное участие в разработке и отладке программного обеспечения сверхзвукового бомбардировщика Ту-160".
Такую электронную логистику, казалось бы, надо создавать во всех аэропортах страны, внедрять информационные технологии на железнодорожном и автомобильном транспорте, на морском и речном флоте. На деле все обстоит совершенно иначе.
Тормоз работает изначально. Принятая в стране нормативная база отстает от требований времени, мешает стратегическому планированию. Профильные министерства и другие федеральные структуры требуют от грузоперевозчиков предоставлять огромное количество различных документов непременно на бумажных носителях. При этом требования госструктур постоянно меняются, что существенно затрудняет работу. Благо, разработанная в "Шереметьево-Карго" система может моментально перестраиваться, в зависимости от постоянно меняющихся директив и приказов, рождающихся в контролирующих структурах, предлагая выходы из кажущейся на первый взгляд тупиковой ситуации.
Казалось бы, сейчас практика должна меняться. Благодаря настойчивости и открытости "Шереметьево-Карго" в профильных ведомствах узнали больше о преимуществах внедрения IT-технологий логистики в авиационной отрасли. В коридорах ФТС заговорили о необходимости электронной авианакладной. Но пока чиновники и грузоперевозчики не могут найти общий язык. Хотя у акционерного общества есть отлаженная система применения электронных технологий при обслуживании внешних клиентов, внедрения безбумажных технологий по всем видам деятельности предприятия (электронный документооборот, дистанционное обучение, учет и техническое обслуживание техники и т.д.).
Можно обобщить опыт и выйти на российских грузоперевозчиков с уникальной, апробированной на отечественном рынке технологией. Но вместо этого чиновники пристально смотрят в другую сторону, обсуждая целесообразность зарубежных информационных систем, неадаптированных к национальным условиям. Они готовы платить огромные деньги, ставить под удар национальную технологическую безопасность России, игнорируя уже имеющиеся отечественные технологические разработки.
В руках чиновников, как известно, ржавеет и стекло. Вот и на сей раз они ищут союзников везде, кроме сообщества профессионалов. Их не смущают уже имеющиеся примеры неэффективного государственного менеджмента.
Например, работа с почтой должна регламентироваться Международной почтовой конвенцией 1929 года, в соответствии с которой нельзя запрещать выгрузку авиапочты. Однако "Шереметьево-Карго" каждый раз приходится получать особое разрешение на проведение этой работы у таможенников.
В почти неразрешимую проблему в свое время превратилась и организация высокоскоростной беспроводной сети передачи данных на территории аэропорта Шереметьево. Использовать Wi-Fi чиновники запретили, а необходимые свободные частоты для создания собственной сети в Москве практически отсутствуют. И все же после продолжительной переписки Госсвязьнадзор выделил компании полосу в 3 МГц. Для работы в выделенной полосе частот было закуплено производимое в Израиле оборудование BreezeNET PRO, имеющее уникальную возможность изменять рабочую полосу частот в диапазоне 2,4-2,5 ГГц.
Кстати, и с рядом других структур, как мы знаем, найти общий язык непросто и при решении других вопросов. Мы помним, как руководители некоторых компаний в свое время воспротивились даже строительству храма, который возведен на месте часовни, снесенной в лихие времена. Мол, купола будут слепить летчиков. Но сегодня летчики и бортпроводники нередко заглядывают в построенный с легкой руки владыки Ювеналия храм, а его кресты встречают и провожают самолеты, благословляя экипажи в добрый путь.
Если честно, то складывается впечатление, что отечественное законодательство пока ориентировано не на эффективную деятельность современной грузовой компании, а на поддержку работы сиротливо стоящего в чистом поле сарая или плохо оборудованного склада, а контроль больше похож не на этап управления, а на попытку "кошмарить" бизнес.
Но именно заинтересованность государства в развитии высокотехнологичных предприятий рано или поздно должна позволить России войти в число самых передовых государств мира. Наверное, только тогда у таких компаний, как "Шереметьево-Карго", появятся единомышленники, готовые брать на вооружение возможности всемогущих IT-технологий.