Место для очередных правительственных переговоров подобрали особенное. Глава украинского правительства, во-первых, побывал на своей родине, а во-вторых, на примере Калужской области показал подчиненным, как нужно вести работу по привлечению в отдельно взятый регион инвестиций и создавать крупные технопарки. Пользуясь случаем, премьеры России и Украины в очередной раз попробовали вместе понять, как дальше могут развиваться торгово-экономические отношения двух стран после подписания Киевом соглашения об ассоциированном членстве с Евросоюзом.
Неопределенность будущего вчера символизировал густой туман, окутавший рано утром Калужскую область. Из-за него вертолет Дмитрия Медведева немного припозднился, но после полудня, когда летные условия стали приемлемыми, все-таки добрался до Калуги.
Выбор Украиной своего интеграционного пути в последние месяцы стал основной темой диалога между странами. После первых, временами весьма категоричных заявлений о том, что сближение с ЕС не только закроет Киеву путь в Таможенный союз, но еще и обернется таможенными барьерами на пути украинских товаров на рынки ТС, сейчас в российском правительстве уже сжились с мыслью, что руководство соседнего государства от соглашения с Евросоюзом не откажется. Отговаривать Киев никто не собирается, подчеркивают в российском кабинете министров, но призывают снова взвесить все "за" и "против" и не создавать технических препятствий для продолжения двустороннего сотрудничества. И в Таможенный союз никто насильно никого тянуть не хочет.
- Считаем ли мы, что это какой-то драматический выбор или фатальный выбор? Нет, конечно, мы так не считаем. Мы считаем, что Украина, как суверенное государство, вправе делать любой выбор, - сказал Дмитрий Медведев.
Но глава российского правительства вчера открыто отметил, что Россия и Украина стоят на этапе ответственных перемен в двустороннем взаимодействии. А потом совсем прямо напомнил известную позицию Москвы: "Украине будет очень трудно вступить в Таможенный союз, если она того захочет. Я думаю, что шансы, если говорить о полноценном, а не об ассоциированном членстве, не о наблюдении, практически будут нулевыми".
- Соглашение по формуле Россия, Казахстан, Белоруссия плюс Украина или какая-нибудь другая страна, в данном случае это не имеет значения, нас не устраивает, - заявил Медведев по итогам переговоров, - потому что мы хотим создать полноценный экономический союз, а не какое-то аморфное объединение.
Киев же по-прежнему пытается доказать Москве, что сможет нормально взаимодействовать и с Европой, и с Россией, при этом ничьи интересы затронуты не будут. Стремление теснее сотрудничать с Евросоюзом объясняется просто - это даст стране доступ к рынку высоких технологий. "Либо мы на это идем, двигаемся, догоняем, либо мы и дальше отстаем в своей определенной технологической отсталости", - заявил Николай Азаров.
Редкие российско-украинские переговоры обходятся без газовой тематики. Самый частый вопрос при этом, особенно в Киеве, о справедливости цен для Украины. "Есть конкретные правовые реалии, которые в настоящий момент существуют. Они таковы, что у нас с Украиной действует несколько соглашений, посвященных поставке газа и транспортировке газа, - заметил российский премьер. - Эти соглашения носят долгосрочный характер и должны исполняться". Говорить о справедливости можно, не стал спорить Медведев, но пока новых соглашений нет, работать надо в соответствии с действующими.
Столь же популярная в этом свете тема модернизации газотранспортной системы Украины, как считают в Москве, не интересна в первую очередь украинским партнерам. "Мы несколько раз предлагали свои услуги и по модернизации, по возможным параметрам, юридическим формам сотрудничества, тем инвестициям, которые мы готовы сделать. Но, к сожалению, никаких решений мы достичь не смогли, - напомнил Дмитрий Медведев. - Из чего я делаю вывод, что это, наверное, сейчас не самая главная проблема для украинских партнеров. В конце концов это ваша газотранспортная система, вам и решать, быть ей современной или ржаветь".
Поскольку стороны явно не смогли сблизить позиции по главному вопросу, само собой стали появляться вопросы с подтекстом на дальнейшее ухудшение отношений. В частности, о возможном введении визового режима между странами. "Насчет виз тема не обсуждается, - ответил глава российского правительства. - Надеюсь, что эта ситуация не случится".
Несмотря на назревшие противоречия в интеграционных процессах от совместных проектов стороны отказываться не намерены. Так, есть надежды, что в скором времени совместное предприятие двух стран наладит производство крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124 "Руслан". Кроме того, Москва и Киев вернулись к вопросу строительства мостового перехода через Керченский пролив, а также готовятся к запуску скоростного поезда между столицами государств. Наконец, на троих с Казахстаном правительства договорились о создании так называемого зернового пула.
И даже в ситуации с выбранным Украиной интеграционным путем есть надежды, что правительства найдут оптимальный выход. "Действовать нужно взвешенно, руководствуясь общими интересами, и стараться минимизировать проблемы, - указал Дмитрий Медведев. - Надеюсь, сможем выйти на правильные решения".