16.10.2013 23:04
    Поделиться

    Дмитрий Астрахан поставил в Петербурге пьесу "Доходное место"

    После многолетнего перерыва режиссер Дмитрий Астрахан поставил в Петербурге спектакль - пьесу Островского "Доходное место" в ТЮЗе имени А.А. Брянцева.

    Вы ведь ставили "Доходное место" еще в Свердловском ТЮЗе?

    Дмитрий Астрахан: Давненько это было. 20 лет прошло. Когда неожиданно возникло приятное для меня предложение поставить спектакль в петербургском ТЮЗе, мы решили взять серьезный материал, классику, с расчетом на то, что смотреть будут молодые зрители. "Доходное место" Островского в этом смысле хороший материал. Нам показалось, что проблематика - путь молодого идеалиста - ложится на сегодняшний день: как жить в наше алчное время, когда ценности сместились, во главе угла стоят материальные блага, главное - карьера, красивая жизнь, хорошая машина, престиж. Не можешь воровать - значит, ты ненормальный. Коррупция становится чуть ли не нормой нашего времени, катастрофическим явлением. В этом смысле, как ни печально, мало что изменилось в нашем обществе.

    На афише написано "16 плюс"...

    Дмитрий Астрахан: Серьезно? По-моему, "Доходное место" могут смотреть и 14-летние ребята. Там ничего непристойного нет. Думаю, и мои 12-летние дети прекрасно поняли бы всё, что происходит. Может быть, даже лучше будет, если они начнут уже сейчас понимать, что есть такие проблемы и что быть честным человеком - тяжелый труд, большое испытание. Надо быть готовым к трудностям. Без розовых очков. Путь компромиссов, борьбы - сложная история. Мир не столь прекрасен, как мы иногда думаем о нем. Я начинал как режиссер ТЮЗа, шесть лет работал в детском театре, а потом - в БДТ. Но никогда у меня не было мыслей, что для ребят спектакли надо ставить по-другому. ТЮЗ - это более тяжелое испытание. Взрослый зритель вытерпит скучный спектакль, а ребенок уйдет из зала, если ему скучно. Молодой зритель более непримирим, бескомпромиссен, с ним сложнее.

    Я только что выпустил в Москве, в "Школе современной пьесы" спектакль "Лондонский треугольник" о Герцене и Огареве, с Гордоном и Галибиным. Это актерский спектакль. По приему зала я вижу, какой сейчас большой запрос на психологический пронзительный театр, характеры, страсти, живой человек на площадке. Думаю, что после периода исканий театр снова будет обращаться к подробному, глубокому реализму, к человеку. Вопрос только в таланте режиссера и актеров.

    В "Доходном месте" звучит классический текст, нет современного антуража, костюмов сегодняшнего дня и модных хитов. Не подстраивались под публику?

    Дмитрий Астрахан: Я редко видел, чтобы Островский перекраивался в современность и получалось интересно. Обычно меня это раздражает. Любые формальные усилия над великим драматургом - вопрос вкусовой.

    Какие уроки ваших мастеров запомнились вам на всю жизнь?

    Дмитрий Астрахан: Я учился у Александра Александровича Музиля, и все его уроки остались в моем сознании. Большое счастье, что я попал в его школу. Это был золотой период ленинградского театра. Главное, что я вынес - творчество приносит радость. А уроки Товстоногова... Я был у него на стажировке, ставил в БДТ "Женитьбу Бальзаминова". Помню, я пришел к директору (там сидел и Товстоногов) и сказал, что мне нужен балетмейстер, чтобы поставить танец. И Георгий Александрович сказал: "Дима, только берите лучшего и самого дорогого". Хороший урок. Работать надо на высшую планку. Пускай будет маленький номер, но блестящий, а как заплатить приглашенному - решает директор.

    Если в детстве не привили любовь к театру, как его полюбить?

    Дмитрий Астрахан: Ходить в театр. Вот и всё. Другого не дано.

    После фильма "Деточки", который так и не увидел широкого проката, вы не разочаровались в кино?

    Дмитрий Астрахан: Это самый скачиваемый фильм в Интернете, его посмотрели миллионы.

    К слову

    Дмитрий Астрахан недавно снялся в роли раввина в фильме Александра Митты "Шагал - Малевич".

    Поделиться